Поиск по сайту




Главная Статьи «Пять владельцев Филистимских» — 7
«Пять владельцев Филистимских» — 7 PDF Печать
Автор: Николай Линк   
29.12.2016 14:28

Части материала
«Пять владельцев Филистимских»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


Часть 7

Библейские истории, это не просто записанная информация о событиях прошлого, они исполнены глубокого сакрального смысла и помогают нам понять семантику духовной жизни. Читая поверхностно сюжеты Библии, мы не видим духовной картины, которая открывается только человеку, который «копал, углубился и положил основание на камне» (Лук. 6:48). Поверхностное чтение побуждает читателя тривиально делить библейских героев на хороших и плохих; и делается это для того, чтобы в жизни своей ориентироваться на хороших и не подражать плохим. Но есть такие герои в Библии, которых трудно отнести к разряду «хороший», и в то же самое время, мы не можем сказать, что он «плохой». В жизни многих библейских героев все перемешано: все хорошее становится вдруг плохим, а плохое — хорошим. И как тогда понимать эти истории?

Одним из таких «трудных» библейских персонажей является Самсон, которого апостол Павел относит к героям веры и называет пророком наряду с Авраамом, Моисеем, Давидом и другими пророками. Самсон от самого рождения был обетованным ребенком, зачатие его было предусмотрено Богом для исполнения особой миссии — освобождение Израиля от власти филистимского ига, под которым евреи находились уже сорок лет.

Чтобы понимать, о чем идет речь, и ясней представлять себе события, с этим связанные, рекомендую внимательно прочитать, записанное автором в книге Судей в 13 и 14 главах. Начинается история о великом пророке Самсоне так:

«Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Судей 13:1).

«Продолжали делать злое» — данная коннотация свидетельствует нам, что все прежние призывы к Израилю, все повеления и советы Господа были для них пустым звуком; они продолжали делать злое, потому что злое было им привычней, созвучней их греховной природе, никак не осознаваемой ими. По этой причине любящему Богу пришлось предать их в руки филистимлян, тех самых «пяти владетелей филистимских», о которых мы подробно говорили выше.

Методика Божьего воспитания человека такова, что если человек к чему-то привязан, Бог дает ему насладиться вдоволь, «до опьянения», и затем уставшего душою человека выводит из «запоя». Вот какое свидетельство мы находим в Библии:

«И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас» (Иеремия 25:27).

За сорок лет, что Израиль находился под игом филистимлян, они оказались в таком состоянии, что начали «изрыгать» то, что они творили пред очами Господа. Теперь они очень жаждали перемен. Но, извечный вопрос: что делать? С чего начать? Как одолеть филистимлян? Это было неразрешимой для них задачей.

И Господь посылает Своего Ангела к некому Маною из колена Дана. Ангел приходит к жене Маноя, которая была неплодна и не имела детей, с вестью, что у них родится ребенок, который станет избавителем народа Божьего. Прочитаем этот момент:

«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Судей 13:3-5).

Какая потрясающая новость! Получив такое ошеломляющее известие, женщина побежала домой, чтобы рассказать мужу об этой радостной для них вести! Маной насторожился… Для него важно было знать, откуда этот «Человек» и каково его имя. И он начал молиться Господу, чтобы «человек тот» опять пришел и рассеял все его сомнения. Маной правильно сделал. Когда ты в чем-то сомневаешься и не уверен, то лучше молиться Господу, и Господь ответит тебе, чтобы не было сомнений. Бог услышал его молитву, и вновь послал Ангела Своего жене, чтобы утвердить в вере Маноя.

Интересно, что жену Маноя не интересовало ни имя, ни место, откуда прибыл этот «Человек», сообщивший ей радостную весть. Она жила уже надеждой, что у нее, наконец, будет ребенок! Маною же нужна информация, и, при новой встрече с Ангелом он тут же спрашивает его: «Как Имя тебе, чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое?» (Судей 13: 17).

В ответ он слышит встречный вопрос: «Что ты спрашиваешь об имени моем? — другими словами: что тебе даст знание моего имени — Оно чудно!» (Судей 17: 18) Нам так же, как и Маною, трудно уловить смысл в слове «чудно». Но пророк Исаия помогает нам увидеть смысл данного имени:

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6).

Потрясающе! Маною явился Сам Христос, будущий Младенец! Он же Отец вечности, Князь мира! Маной тут же вознес козленка во всесожжение и хлебное приношение как знак веры в Грядущего Избавителя Израиля. Очень испугавшись, он думал, теперь он умрет. «И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд. 13:22). Но не для уничтожения человека Бог приходит к нему, а для установления отношений. Жена Маноя лучше понимала происходящее, она успокоила мужа своего. «Жена его сказала ему: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего» (Судей 13:23). Женщина, в отличие от мужчины, по-другому воспринимает духовный мир. Через определенное время в семье Маноя рождается обетованный ребенок, и жена нарекла ему имя Самсон, что на древнееврейском языке означает «Солнечный». Солнце взошло над Израилем!

Читая тринадцатую главу, мы замечаем, что и жена, и Маной получили подробную информацию от Ангела о принципах воспитания и питания будущего ребенка; и я уверен, что они строго придерживались всех указаний Ангела, свято веря в особую миссию своего сына для блага всего народа. И, тем не менее, следующая глава книги Судей нас разочаровывает… Строго воспитанный юноша Самсон, став взрослым, начал увлекаться женщинами, и не просто женщинами из своего племени, но женщинами из филистимлян(!), тех самых врагов Израиля.

«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену» (Судей 14:1,2).

Такая просьба их сына была для них просто смертельным ударом. Что бы вы испытали, будь на месте родителей Самсона? Мне трудно представить себя на их месте. Они его уговаривают всячески не делать глупости, напоминают ему о его великой миссии, а он твердит себе свое… Но еще трудней — понять «реплику» автора книги Судей, который сообщает нам некоторые неожиданные подробности, и как бы подыгрывает Самсону в его желании:

«Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась. Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем» (Судей 14:3,4).

Представьте себе разочарования родителей, позор перед близкими, презрение со стороны друзей от такого решения сына! Как они будут смотреть в глаза своим друзьям, родственникам, которым они рассказывали о чудной встрече с Ангелом и которые вместе с ними возлагали такие надежды на Самсона!? Все рухнуло в один миг! Самсон хочет и настаивает, чтобы вступить ему в родство с врагами Израиля!.. И библейский автор добавляет такую странную деталь в свое повествование для читателя: «Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам».

Как же нам это понимать?

Может быть, это опечатка или неправильный перевод? Неужели Господь вложил эту идею женитьбы на филистимлянке в сердце Самсона? Не может быть волей Господа то, что нарушает Его же законы… Все эти вопросы возникают у нас в сознании в силу нашего рационального мышления, но мы по-другому мыслить и не умеем… Но «о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2: 14). Попробуем взглянуть со стороны «духовно». Что хочет нам сказать Господь этой историей? Для чего данная история вошла в канон Священного Писания? Какая духовная истина открывается в этом эпизоде? А разве Христос не вступил с нами, грешниками, в родство, разве Он не породнился с нами, с теми, кто были врагами Богу? Послушайте слова пророка:

«Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион» (Иер. 3:14).

«Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес. 2:12).

О чем говорят нам эти тексты Священного Писания? Христос пришел не для того, чтобы уничтожить Своих внешних врагов, иначе Ему надлежало бы всех нас убить, потому что мы — враги Богу. Но Христос вступает в родство с нами, со Своими врагами, чтобы отомстить врагам нашим! Апостол Павел продолжает:

«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10).

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Колос. 1:21,22).

О чем нам говорят данные тексты Евангелия? Христос вступил с нами в родство! Бог сочетался с нами! Приняв на Себя нашу человеческую природу, Он сочетался со всем человечеством, сочетался с блудницей; сочетался, чтобы отомстить врагам нашим, у которых мы находимся в плену, а враги наши — это наши чувства, «пять владетелей филистимских». Самсон идет к языческой женщине, «чуждой заветов обетования», и хочет жениться на ней! В этом поступке Самсона нам открывается вся красота и глубина Евангелия, которое превышает всякое разумение!

Любопытно, что обстоятельства складываются совсем не так, как хотелось бы родителям, как хотелось бы Самсону… Здесь еще одна аналогия раскрывается: могла ли представлять эта филистимская женщина, кто предлагает ей свое сердце? Не думаю. Девушке просто хотелось замуж… Ведаем ли мы, Кто предлагает нам Свое любвеобильное сердце, горящее к нам вечной любовью? Это большой вопрос!.. И будет совершенно несправедливо, если мы всем действиям Самсона будем искать аналогию Христу. Пророки никогда не были совершенными во всем. Наоборот, в их жизни мы часто наблюдаем больше слабостей, чем у обычных людей. И порою нас удивляют поступки многих пророков, и мы ставим под сомнение их пророческий статус. А все потому, что наши представления о добре и зле имеют другую оценку, не Божию, а человеческую. Но Библия говорит нам:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8,9).

Пророк Самсон был не лишен всех слабостей человеческой природы, и даже, более того, многие слабости у него принимали гипертрофированную форму, что явно смущает нас. Но, тем не менее, Господь никогда не ошибается в Своем выборе. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). Потому у нас есть все основания доверять Ему управление нашей жизнью!

Как складывается дальнейшая судьба Самсона? Какие ошибки, допущенные им в его жизни, помогают нам еще глубже понять Евангелие, об этом в следующей части.


<= Предыдущая часть | Следующая часть =>


 

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: