Поиск по сайту




Главная Статьи «Пять владельцев Филистимских» — 6
«Пять владельцев Филистимских» — 6 PDF Печать
Автор: Николай Линк   
18.04.2016 18:44

Части материала
«Пять владельцев Филистимских»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


Часть 6

На себя не совсем полагаюсь,
потому что себя я пугаюсь,
если, даже ключом не звеня,
кто-то чуждый влезает в меня…
(Евгений Евтушенко)

В Священном Писании мы находим различные истории, захватывающие людей всех возрастов. Дети, они хотят слушать библейские истории, которые им очень интересны и загадочно привлекают их внимание. Юноши любят читать Библию, они находят для себя примеры для подражания. Взрослые люди при чтении раскрывают для себя ценные уроки жизни, психологически поддерживающие их в трудные минуты. Священное Писание любят и старцы; они находят для себя утешение и надежду, помогающие мужественно переносить выпавшие на их долю страдания и переживания. В каждом возрасте человек находит для себя нечто ценное.

Одна из историй, записанных в Священном Писании, особенно захватила меня. Это повесть о жизни Саула и Давида. Они почти одновременно были помазаны на царство. Такой необычный Божий тандем, но, с политической точки зрения, очень неудачный. Тандем «создан» Богом вопреки желанию Саула, и он всеми силами пытался избавиться от своего конкурента Давида. Саул считал, что Давид угрожает безопасности страны и благополучию его царства. Мы же, читая эту историю, видим нечто другое. Именно благодаря Давиду царство Саула продлилось так долго.

Кажется недальновидным и абсолютным безумием со стороны Саула преследование юного Давида, служившего при дворе. Давид неоднократно буквально спасает Саула от неминуемой смерти, тот же, никак не ценит его благородства и преданности, продолжая преследовать его. Мне совсем непонятно, почему Саул с такой ненавистью и жестокостью гоняется за Давидом, а Давид, много раз имевший возможность положить конец этому преследованию и освободиться от своего «врага», ничего не предпринимает для обеспечения своей безопасности и только продолжает свое бегство от кровожадного Саула, слагая свои стихи и песни, с которыми можно познакомиться в его книге Псалтирь?

Я размышлял над этой историей в юности, размышлял, будучи взрослым, и теперь, в зрелом возрасте, эта история увлекает меня еще больше. В каждом возрасте открывалось что-то особенное в этой захватывающей истории двух героев. Но сегодня, в зрелом возрасте, я открыл для себя новую грань этой древней истории жизни Саула и Давида. Я вдруг понял, что точь-в-точь такой тандем сосуществует во мне самом, в моем внутреннем мире.

Саул — это моя внешняя жизнь со всеми ее потребностями, установками, заботами и удовольствиями. Она может быть как религиозной, так и светской. Давид — это моя внутренняя духовная жизнь, часто непонятная мне самому, постоянно преследуемая и гонимая мною же. Духовная жизнь, это вовсе не религиозная жизнь, включающая в себя посещение церкви и почитание святынь, посещение «святых» мест и многое другое. Духовная жизнь души раскрывается во внутреннем мире, она отвечает верой на призыв Духа Святого, следуя за воскресшим Господом.

Внешняя и внутренняя сферы жизни человека находятся в постоянном противоречии и противоборстве. Человек испытывает постоянный дискомфорт и недовольство собой от этого противоречия. Вы замечали в себе такую патологию? Именно об этом писал величайший из апостолов в своих посланиях к Римлянам и к Галатам, о борьбе между плотью и духом, постоянно противящихся друг другу. Прочитаем одно из упомянутых мест Священного Писания:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5: 16,17).

Павел настоятельно рекомендует: «поступайте по духу». Что же мешает нам поступать по духу? А мешает тот самый «Саул», моя внешняя религиозная жизнь. Мой внутренний мир не получает от этого удовлетворения, он желает совсем другой жизни, жизни по духу. Но ему, подобно Давиду, приходится убегать и скрываться от преследующего его Саула. Далее апостол Павел замечает: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:22,23). Ну прямо неудачный тандем, как в истории жизни Саула и Давида!

Интересно, что в жизни Саула бывали моменты, когда его буквально мучили бесы. Вот что сообщает нам Священная история:

«А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою (психологи рекомендуют), поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя. И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне. Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним. И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде. И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу. И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1Царств 16:14-23).

Музыка Давида успокаивала Саула, и злой дух отступал от него. Внешний наш человек (Саул) в своем одиночестве испытывает невероятные страдания, и только внутренняя жизнь души (Давид), своей музыкой успокаивает наши возбужденные чувства.

Когда на Саула нисходил Дух Божий, он становился другим человеком. Он даже великолепно пророчествовал! Слушающие его люди удивлялись: «Неужели и Саул во пророках!» (1Цар. 10: 11). Он сожалел, что преследовал Давида, Саул понимал, что не прав, и он обещал ему более не преследовать его. Вот какое «раскаяние» испытывает Саул, после того, когда Давид, имевший шанс расправится с Саулом, пощадил его жизнь:

«И сказал Саул: согрешил я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал. И отвечал Давид и сказал: вот копье царя; пусть один из отроков придет и возьмет его; и да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал тебя в руки мои, но я не захотел поднять руки моей на помазанника Господня; и пусть, как драгоценна была жизнь твоя ныне в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах Господа, и да избавит меня от всякой беды! И сказал Саул Давиду: благословен ты, сын мой Давид; и дело сделаешь, и превозмочь превозможешь. И пошел Давид своим путем, а Саул возвратился в свое место (1Цар. 26:21-25).

Трогательно, не правда ли? Каждый человек, родившись в мире, получает помазание от Господа, то есть право на жизнь. Давид признает за Саулом его право на жизнь, но Саул не желает признавать, что Давид получил такое же помазание от Господа — право на жизнь. Давид не поверил Саулу; он не вернулся в свою землю, а пошел к язычнику Анхусу, царю Гефскому, и продолжал скитаться, укрываясь от Саула. Почему там, с язычниками он чувствовал себя более защищенным, чем у Саула, человека религиозного и, вроде бы, кающегося? Почему он не поверил Саулу на слово? Давид понимал, что сердце человека лукаво и крайне испорчено (см. Иер. 17: 9). Но особенно лукаво сердце религиозного человека! От такого сердца ты всегда жди подвоха; ты всегда получаешь то, чего совсем не ожидаешь.

Вас разочаровывали религиозные люди? Многие люди, когда-то посещавшие церковь, больше не желают ходить на эти религиозные встречи. Возможно, они разочаровались религиозностью «Саула», и потому у язычника «Анхуса» они себя чувствуют в большей безопасности… Именно внешняя религиозная жизнь — «Саул», оттолкнула их. Саул все еще преследует Давида, даже после того, как последний доказывает ему, что ценит его. «Плоть желает противного духу» всегда. Вы никогда не приведете их в согласие друг с другом. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8:5-8). Вы видите причину? Плоть (Саул) всегда находится во вражде с Богом.

Можно ли верить обещаниям Саула (плоти)? Даже если, под воздействием страха за свою жизнь, плоть и обращается к Богу и обещает Ему служить, рано или поздно она проявит себя и восстанет против Бога. Она не может служить Ему. Вы ее никогда не сможете принудить к этому. Все ее обещания больше не преследовать духовную жизнь (Давида) лишь пустой звук. Плоть не может царствовать, она это признает. Саул говорит: «И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей» (1Цар. 24:21). Признает и продолжает преследовать Давида…

Возникает вопрос: почему же Саул, имея такие явные опыты милости Божьей в своей жизни, так и не обратился к Господу и не признал своего банкротства? А плоть никогда не способна на это; вот почему она должна быть распята. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Именно этого Саул не хотел сделать со своей внешней жизнью, чтобы дать возможность Духу Святому обладать собой.

Что же происходит далее в жизни Саула, так явно противящегося милости Божьей? И почему это происходит?

В этой истории Саула и Давида встречается еще один герой, которого очень боялся Саул со всей своей армией. Это Голиаф, филистимский великан. Саул со своим войском внезапно оказался перед вызовом грозного полководца, великана Голиафа, насмехающегося над Саулом и поносящего не только Армию Саула, но и имя Бога Израилева. Много дней Саул со своей Армией слышал, как Голиаф бросает им вызов, где должна была, по справедливости, решится будущая участь всего Израиля. Если борец из армии Саула одолеет великана Голиафа, филистимляне готовы стать рабами Саула, если же нет, — народ израильский должен стать рабами филистимлян. Все должен решить честный поединок. Но беда в том, что Саул, не имеющий опытов духовной жизни, не способен был принять подобный вызов.

«Случайно» на этом поле сражения оказался Давид, которого отец посылает проведать своих братьев. Его глубоко возмутили насмешки и издевательства Голиафа над армией Саула и бесчестие имени Бога Израилева. Не в силах более слушать эти издевательства, он решается принять вызов Голиафа с абсолютной уверенностью в победе над ним. И Давид с легкостью побеждает Голиафа и снимает поношение со всего Израиля! Заметьте, Давид победил его, будучи еще совсем юным. Перечитайте 17 главу первой Книги Царств. Это захватывающая история, которую очень любят слушать дети. Женщины воспевают юного Давида за победу…

Но как реагировал Саул на эту похвалу женщин? Читаем:

«И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида (1Цар. 18:7-9).

Почему он так болезненно реагировал? Плоть не может переносить, когда возвышается другой, а не она. Вдохновенный апостол Иаков говорит:

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1)

Плоть никогда не способна уступить другому первое место. Она будет лучше враждовать, чем быть на вторых ролях.

Саул боится Голиафа. Наша плоть боится сатаны, мы сознаем, что он делает нас рабами, и мы страдаем. Вот почему многие люди идут в церковь, идут к Богу. Они готовы выполнять любые ритуалы, приносить жертвы, совершать богослужения, паломничества, только бы не оказаться в рабстве у Голиафа. Но Голиаф — это наша греховная внутренняя природа, и как бы ты ни пытался избежать внешнего рабства, ты уже раб своей греховной природы, раб сатаны. Голиафа внутри себя невозможно победить внешней религиозностью. Вот почему Саул боялся Голиафа, он сознавал, что не сможет с ним справиться. Религия по плоти не страшит сатану, а играет ему на руку. Иаков продолжает:

«Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2,3).

Плоть (Саул, внешняя религиозная жизнь) желает использовать Бога для своего внешнего комфорта. Это побуждает ее ходить в церковь и совершать обряды. Плоть можно победить исключительно Духом Божьим.

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:12,13).

Дух, образ нашей внутренней духовной жизни — это юноша Давид. Давид не мог слышать, как Голиаф поносил воинство Бога Живого, он исполнился ревности и пошел, чтобы сразится с Голиафом (сатаной), злословящим Бога. Дух не может слышать поношения Господа.

В каждом из нас живет голиаф-сатана. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Внешняя религиозная жизнь не может справиться с сатаной. Дьяволу не страшна никакая религия, — ни православные, ни католики, ни протестанты в их множестве; и различия не страшны голиафу-сатане. Он одинаково издевается и смеется над всеми ими. Его можно победить только верою, как сделал Давид. Отметим этот момент:

«И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами. И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1Цар. 17:42-47).

Откуда у Давида такая уверенность? Мы с вами отметили, что Давид — это наша внутренняя духовная жизнь — «Христос в вас»:

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор. 13:5).

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Внешняя религия (Саул), этому не верит. Только внутренний наш человек (Давид) верит этому. Апостол Иоанн пишет: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1Ин. 5:4,5). Вот почему Давид был так уверен. Духовное рождение всегда связано с Иисусом. Христос, родившийся во мне, одерживает полную победу над моей природой, голиафом. Давид это понимал. Это была не его победа, а победа Иисуса. Он уверенно заявляет: «ныне предаст тебя Господь в руку мою». Вера Давида была вознаграждена. Давид основывал свою веру на Слове Бога, а не на своих чувствах.

Сегодня наш главный противник, голиаф, продолжает поносить воинства Бога живого. Это не внешний мой враг, а моя греховная природа. Сатана живет внутри меня и охраняет подступы души. Ему не важно, в какую церковь я хожу, к какой религиозной организации принадлежу, какую рясу я надеваю на себя. Голиаф продолжает наводить страх и ужас на всю армию религиозных поклонников, и нет ни одного человека в этой армии, который осмелился бы вступить с ним в единоборство. Почему? Саул для этого не годится. Здесь нужен Давид — образ Христа, моей внутренней духовной жизни. Только так я могу одержать победу над грозным голиафом внутри себя. Только жизнь веры принесет покой и победу. Таково обетование: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь» (Рим. 16:20). Но верим ли мы, как верил Давид? Или в нашей религиозной жизни присутствует страх, как у Саула?

Саул так и не обрел мира даже после того, как Давид одержал блестящую победу над Голиафом. Его продолжали мучить страхи. И причиной его страхов теперь стал Давид. Саул не хотел дать право Духу господствовать в его жизни. Он противился своей внутренней духовной жизни. Вот почему у таких людей много внешних врагов. Им кажется, что все окружающие их — враги. Это потому, что они не справились со своим внутренним врагом, голиафом.

Христос одержал полную победу над сатаной. Но почему эта победа не приносит мира человеку? Почему нет покоя в душе? В начале врагом Саула был Голиаф. Давид побеждает его, но это не приносит покоя душе Саула. Теперь ему кажется, что Давид является причиной его страхов и беспокойства. У плотского человека, верящего, что Христос одержал полную победу над сатаной, появляется новый враг, теперь это уже Сам Христос, которому он не хочет уступать царства в своей душе. Христос становится причиной страхов и несчастий плотского человека. Саул не победил голиафа внутри себя, и в этом была истинная причина всех его проблем. Ему хотелось жить по плоти, и религия его тоже была плотской, душевной. И это сгубило его. Виноват в этом был вовсе не Давид, которого он боялся. Давид вообще не покушался на его царство, хотя и был помазан в цари Самуилом.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2:14).

Христос не покушается на нашу плотскую жизнь. Он предлагает людям новый путь жизни по Духу. Такая жизнь приносит покой и удовлетворение. Давид во всех обстоятельствах доверялся в руки Божии, и Бог вознаградил его. Он умел ждать. Вот обетование всем нам:

«Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля» (Соф. 3:8).

Мы читаем прекрасный Псалом, написанный Давидом во время скитаний и бегства от Саула:

«Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу» (Пс. 109).

«Сказал Господь Господу моему» — странное, на первый взгляд, выражение, но очень глубокое. Господь Бог не может иметь никакого общения с плотским человеком. Когда Он говорит, то говорит «Господу моему», то есть Христу во мне, которого я принял верою, и потому я постоянно осознаю, что Христос внутри меня. Он, Христос, слышит слова Господа, готового положить всех врагов моих под ноги Его. Давид слушал своего внутреннего человека, то есть, Господа, и потому был уверен, что Господь поразит всех царей, в том числе и Голиафа, самого грозного врага Израиля.

В следующем своем Псалме Давид восхваляет Господа:

«Аллилуия. Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании. Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек. Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой. Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников. Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте. Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его! Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек» (Пс. 110:1-10).

У Саула при всей его религиозности не было таких опытов веры. Он не познал Бога и не сидел «одесную Его». Его история заканчивается вечным позором и бесславной гибелью от собственных рук. Голиаф, в итоге, победил Саула…

Необходимо чаще перечитывать эту трагическую историю его жизни и размышлять над ней, чтобы не повторить его безрассудных ошибок. Хочу закончить эту часть размышлений стихотворением замечательного поэта Евгения Евтушенко, слова из которого я привел в эпиграфе:

Раздвоение

На себя не совсем полагаюсь,
потому что себя я пугаюсь,
если, даже ключом не звеня,
кто-то чуждый влетает в меня.

Он, владелец отмычек послушных,
постепенно становится мной,
как хозяином ставший послушник,
как врача залечивший больной.

Он — другой, в меня ввинченный разум.
Он — заряженное ружьё
с пулей мне. Моим собственным глазом
мне подмигивает нехорошо.

Почему, заразившись бедламом,
между злом и добром мельтеша,
то становится храмом, то срамом
человеческая душа?

Почему на лице ангелочка
из укромного уголочка,
как с гадюкой скрещённый зайчик,
вдруг высовывается негодяйчик?

Почему сквозь уста мадонны,
где и трещинки даже — медовы,
вдруг раздвоенный, розоватенький
вылезает язык змееватенький?

Почему в нас такое любое?
Стала самоборьба ремеслом,
ибо каждый из нас — поле боя,
после боя добра со злом.

И когда вся душа прохудявая,
в ней для ангела — не жильё,
и мохнатая лапища дьявола
лезет в чёрные дыры её.

Если всё так раздвоено горестно,
где же ангельская рука?
Почему не пошлёшь Ты, о, Господи,
к нам, сюда, Своего Двойника?

Зная нас, Ты печёшься о нём,
ибо снова Его мы распнём.

[1989]

Доверимся Господу!


<= Предыдущая часть | Следующая часть =>


 

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: