«Пять владельцев Филистимских» — 1 |
Автор: Николай Линк |
05.02.2016 16:04 |
Части материала 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 Часть 1Иисус Навин как преемник Моисея, которому было поручено разделить обещанную Богом Ханаанскую землю между коленами Израиля и дать каждому колену свой удел, выполнил свою миссию и должен был, как и все смертные, «приложиться к отцам своим». Но народу предстояло изгнать все еще населявших эти территории жителей, как и заповедал Моисей, раб Господень.
Но вместо того, чтобы выполнить Божье поручение об изгнании этих народов, израильтяне решили следовать «лучшему» для себя плану, оставив жить эти народы среди себя, сделав их рабами себе. С этого момента в истории Израиля начинается «новая эпоха»: долгая череда рабства и борьбы за свободу, о чем неизвестный автор сообщает нам в своей загадочной Книге Судей, вошедшей в Священный канон Библии. Период долгого рабства сменяется чудесным освобождением Израиля, благодаря судьям, воздвигаемым Богом для освобождения Своего народа. Интересно, что временной период, о котором повествует нам автор книги Судей, охватывает собой почти тот же срок, что и пребывание Израиля в Египте, около четырехсот лет. Случайно ли это?.. Возникает вопрос: почему история Израиля сложилась именно так, как описано в Книге Судей? Ответ следует искать в этой же книге Судей. Народ сам не захотел ничего менять в своей рабской психологии. Для них египетское материальное рабство было более привычно и знакомо, чем свобода, предлагаемая им Богом. Реки, текущие молоком и медом, о которых им говорил Моисей, оказались для них иллюзией и сказочной мечтой неизвестного будущего. А жить им хотелось здесь и сейчас. А для хорошей, по их понятию, жизни нужны реальные ресурсы: земля и те, кто работал бы на этой земле и умножал их богатства. Потому они и решили оставить у себя эти народы, сделав их данниками. Не поняли они Господа Бога Своего и Его планов для них, и потому Господь решил дальше «играть» по их правилам для того, чтобы осуществить Свои обетования, данные Отцам их, Аврааму, Исааку и Иакову, обетование о Семени, Спасителе для всех народов. Чтобы спасти нас, Богу всегда «приходится» играть по нашим правилам, иначе Ему останется только нас уничтожить. И мы читаем к Книге Судей следующее повествование:
«Пять владельцев Филистимских», о них и пойдет речь в моем повествовании. Кто они? Филистимляне — это народ, который, как бы «сопровождает» Израиля во всей его истории. Израильтянам постоянно приходилось воевать с филистимлянами, и часто они терпели жестокое поражение от них. А ведь история Израиля могла бы сложиться совсем по другому плану, если бы они изначально следовали воле Божьей. Потому нам и необходимо «вникать в себя и в учение» (1Тим. 4:16), чтобы не повторять ошибок наших предшественников и не наступать на их грабли. У пророка мы читаем: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?» (Амос 9:7) Вместе с Израилем Бог вывел и филистимлян из Кафтора. Из этого следует, что филистимляне тоже не являлись природными жителями Ханаанской земли, и оказались они там по воле Бога. Филистимлянами называют народ, в древности занимавший узкую прибрежную полосу на западе современного Израиля (от Яффо до Газы). Именно этот народ дал имя Палестине. Название «филистимляне» происходит от древнееврейского слова «плиштим» — «те, кто вторгается». После неудачной попытки в составе «народов моря» захватить дельту Нила филистимляне отступили по побережью на северо-восток и осели в Ханаане, захватив города Ашдод, Ашкелон, Газу и Гат. Эти города, а также построенный филистимлянами Экрон, составили Пятиградие (Пентаполис) — коалицию филистимских городов-государств. Городами управляли серены — независимые князья, объединявшиеся для военных действий. Главным городом Пятиградия на раннем этапе являлась Газа, затем таковым стал Ашдод. Филистимляне поклонялись Дагону (храм в Газе), Бааль-Зебубу (Вельзевулу) и Астарте. Они находились на высокой стадии технологического развития, умели обрабатывать железо и делать из него прочное оружие. Торговля железом стала основой экономики Пятиградия, а металлические доспехи воинов, железные мечи и использование боевых колесниц — залогом превосходства филистимлян на поле боя. Такова краткая историческая справка этого загадочного филистимского народа с его культурой и религией, что послужило в руках Божьих средством, «чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, — для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее». В войне с филистимлянами израильтяне должны были постигать военное искусство, о чем мы так подробно читаем в исторической хронике об Израиле. Самой захватывающей историей о войне Израиля с филистимлянами, несомненно, является повествование о войске Саула, которому Голиаф, единоборец филистимский бросил жесткий вызов, к чему войско царя Саула явно не было готово. Вот как мы читаем об этом:
Могли ли израильтяне не испугаться этого великана? Безусловно, могли! Но для этого им необходимо было «мыслить духовно», чему они явно не были обучены, и к чему они и не стремились. А где и когда им было учиться этому, если все их мысли только о «плотском»? Вот теперь и предстояло им встретиться с «великаном плоти», Голиафом, против которого они чувствовали себя карликами… Данная история записана для нас, чтобы мы научились мыслить духовно. Вся жизнь человека — это борьба. Нам тоже приходится встречаться с великанами плоти, с которыми мы не можем справиться своими силами. Священное Писание как бы намекает нам, что «пять владельцев филистимских» оставлены Господом, чтобы ими искушать нас и учить нас войне, которую апостол Павел называет «бранью не плоти и крови» (Еф. 6:12), а войной с духовными силами, претендующими на власть в человеке. Об этой войне говорит нам Евангелие. «Пятью владельцами филистимскими» могут быть наши пять органов чувств, которые плотский разум (Голиаф) постоянно использует, чтобы отвлечь нас от служения Богу. Мы готовы служить Богу нашими чувствами (религия филистимлян), поклоняться Ему в храме (Дагон), чтобы получать от Него все временные блага для своей жизни. Но Богу угодно только служение духа, что ничего общего не имеет с нашими чувствами. «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (2Кор. 3:7,8) Служение духа требует от человека исключительно веры, той веры, с которой юный Давид одержал замечательную победу над великаном Голиафом. Чтобы иметь такую веру, недостаточно наших чувств. Разум человека должен управляться не чувствами, а духом. Вот чему учит нас господь:
Если бы Саул и его войско обладали разумом, подчиненным высшей Мудрости, то они бы не испугались этого Голиафа. «У меня совет и правда; я разум, у меня сила». Саул же и его войско не чувствовали этой силы. Разум, находящийся во власти чувств, бессилен. Религия многих христиан — это религия чувств. Такой разум не способен к войне. Вот что мы читаем далее о тех, кто пренебрегает Мудростью и остается во власти своих чувств:
Господь предвидел, что Саул со своим войском не способен для войны с Голиафом, и потому обстоятельства сложились так, что «случайно» на поле боя оказался юный Давид. Он был человеком, искавшим Господа и доверявшим Ему. В свои юные годы Давид имел уже некоторый опыт чудесных побед, одержанных им над дикими зверями при охране стад своего отца. Вот какой диалог произошел у него с царем:
Обратите внимание, какие разные подходы у Саула и Давида. Первый руководствуется опытом своих чувств: он воин от юности, у него опыт и сила. Так рассуждают все, у кого разум находится во власти чувств. Второй говорит о Боге, с Которым он одерживал свои «маленькие» победы при охране стад своего отца. Давид уверено заявляет, что Господь избавит его от руки этого филистимлянина, поносящего воинства Бога живого. Вряд ли кто поносил «воинства Бога живого» более, чем испугавшаяся армия Саула. Поношения от филистимлянина не так бесславили Имя Господа, как бесславило Его бессильное воинство амбициозного Саула. Христианство, находящееся во власти «пяти властителей филистимских» — наших чувств — больше бесславит Господа, чем материалистически живущие люди. Как же нам одерживать сегодня замечательные победы над Голиафом, держащим наши чувства у себя в подчинении? |