Воскреснет ли христианин во Христе в вечность или…? |
Автор: Александр Линк |
03.02.2016 13:34 |
Дух, душа, плоть — это три составные части человеческой природы или три аспекта человеческой жизни в его цельности? Весьма распространенным в христианстве (и не только в христианстве) является учение о том, что человек состоит из двух (тело и душа) или трех разных составных частей (тело, душа, дух). Человек, согласно библейским текстам, не обладает душой. Он душою является. Там сказано: «и стал человек душою живою» (Быт. 2,7), а не сказано: «и обрел человек душу». Кроме того, «душою живою» там именуется любое живое существо. Каждый человек (равно как и животное) является душой, на библейском языке это просто обозначает «жизнь» или «живое существо». Идея бессмертия души — это протест против смерти. Причины популярности такого учения понятны. Человек как существо, обладающее сознанием, не может примириться со смертью. Человек является живым существом, которое подчиняется биологическим и психологическим законам. Каждый человек является плотью, то есть грешным, удаленным от Бога существом. При этом слово «плоть» в Библии подразумевает не только телесный, но и мыслительный и чувственный и даже религиозный аспекты человеческой жизни. Весь человек, включая его эмоции и разум, именуется плотью. А под словом «дух» в Ветхом Завете понимается часто просто «дыхание», то есть та же жизненность, витальность человеческого существа, в Новом же Завете «духовность» человека означает, как правило, противоположность плоти, то есть наличие правильных отношений с Богом (в том числе и в телесной сфере). Иногда этим словом, а равно и словом «душа» обозначается идентичность человека, его личность. Итак, человек целостен, он един. И хотя эта истина очень многим христианам не знакома, но именно она является по-настоящему христианской. Потому что телесное в человеке не должно подвергаться никакой дискриминации, вроде той, что существует во многих религиях. Не телесное отделяет человека от Бога, не телесное, как таковое, нужно побороть. Напротив, телесная сторона точно также дарована нам Богом, и через нее мы устанавливаем отношения с Богом и пребываем в них. Душа человека — это жизненность человека, его жизнь, жизненный принцип, витальность. Соответственно, душа ни в коем случае не является бессмертной. Со смертью человек умирает по-настоящему. Он больше не живет. Его жизнь заканчивается в полном смысле этого слова. Всякое учение о том, что какая-то часть человеческой природы продолжает свое существование ставит под вопрос евангельское учение о воскресении, как об основании нашей надежды. Зачем тогда Христу было воскресать, почему именно Воскресение стало столь значительным событием, если самая главная часть человеческого существа (душа) и так бессмертна? Нет, Воскресение Христово является чем-то совершенно неожиданным, радикально новым. Именно Воскресением побеждена смерть, а не неким бессмертием души. Христианам нужно проститься со старой верой в душу, которая в мышлении Запада господствовала со времен Платона вплоть до нашего времени. Христианам надо проститься с дуалистической идеей, что наша душа как некая самостоятельная сущность, которая, по этому учению, по своей сути ничего общего с телом не имеет, обитая в теле, отделена от него. Убеждение, будто бы самостоятельная бессмертная душа отделяется от тела, в котором обитала, является не библейским, но унаследовано из античной языческой философии, и не является христианским. Тем не менее, приходится признать, что оно стойко укоренились в христианстве. Итак, не существует «бессмертной души», которая могла бы жить отдельно от тела. Альтернатива учению о бессмертии души есть учение о воскресении цельности человеческого существа. Однако такое евангельское представление о будущности жизни, основанное не на каких-то естественных способностях души, а только на Иисусе Христе, порождает сразу множество вопросов и проблем: как сохранить идентичность нашего существа в промежуток времени между смертью и воскресением? Или: а что за новые тела мы получим, в каком состоянии мы будем существовать? Умерший в возрасте нескольких месяцев ребенок — что будет с ним? Как он может воскреснуть, сохраняя свою идентичность? Отвечая на эти вопросы, следует понять, что вечность и бесконечность (вопреки распространенным представлениям) не являются синонимами. Вечность — это не бесконечная продолжительность времени, но иное его качество. Более того: вечность — это то, что не зависит от времени вообще. Вечность — это другое слово для описания бытия Бога, находящегося по ту сторону любой нам знакомой реальности или нереальности. Поэтому вечность не начитается только после смерти, вечность — это новое измерение, которое приобретает наша жизнь, наше проживаемое на земле время — божественное измерение. Вечная жизнь — это не бесконечная жизнь, а жизнь в Боге, с Богом. «Верующий в сына имеет жизнь вечную» (Иоан. 3:36). Евангелие говорит не о переходе человеческого существа к новому, бесконечному этапу жизни, но говорит о преображении уже состоявшейся жизни на земле. Принятие в вечность означает не то, что жизнь умершего человека обретает бесконечное продолжение в новых условиях, а то, что вся прошедшая на земле жизнь того или иного человека входит в вечность, становится ее частью, озаряется ее светом. Это не означает, что она повторяется, это означает, что она существует в совершенно другом измерении: уже не во времени, потому что ее время закончилось; и не в пространстве, потому что пространства для нее больше нет, но именно в непредставимой для человеческого разума вечности, в Боге. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Вот что подразумевает учение Евангелия о воскресении во плоти. Когда человек умирает, он умирает окончательно и навсегда. Но его жизнь, как она была («плотская», земная жизнь), обретает вечное измерение, оказывается в вечности, оказывается с Богом. Человек, прежде всего не только определенная точка в пространстве, но человек, главным образом, это событие во времени. Почему воскресение связано с воскресением Христа? Разве не было Его воскресение возвращением к земной жизни, ее продолжением? Нет, не было. Воскресение Христа — это возведение состоявшейся и закончившейся крестной смертью жизнь Иисуса Христа на новую ступень, ступень вечности. Его жизнь обрела вечность. А благодаря Ему, вечность обретают и наши жизни. Таким образом, наша надежда не на вечное продолжение нашей жизни, — будь то сразу после смерти «духовно», или, начиная с определенного момента времени, «телесно» — а на принятие нашей состоявшейся земной жизни с Богом в Его вечность, надежда на Его просвещающее, очищающее принятие. Вот почему часто символ о «загробной жизни» как неком бесконечном блаженстве может вводить в заблуждение, особенно, если его понимать буквально и выводить из него логические умозаключения вероучительного характера. Поэтому и «конец времени», и «конец света», в библейском понимании, не связаны с естественными причинами, но это полностью дело Божие, и предполагает полное преображение Вселенной. Кроме того, конец света означает Второе пришествие Христа — вечное Его торжество и наступление Его Царства справедливости, правды и истины, гармонии, радости и блаженства. И это «Царствие Божие среди вас», — сказал Иисус Христос. Верят ли Христу христиане? |