Поиск по сайту




Главная Статьи "Не вари козленка в молоке матери его"
"Не вари козленка в молоке матери его" PDF Печать
Автор: Николай Линк   
20.01.2015 16:45

"Не вари козленка в молоке матери его" (Исход 23: 19).

Мне кажется, что все старания профессионалов-богословов объяснить данный запрет Торы не удовлетворяют читателя, желающего постичь духовный смысл этого повеления, во всяком случае, меня. Относить это повеление только к кашруту, значит не видеть в этом повелении духовного смысла. Интересно, что в Торе это повторяется три раза: первое упоминание в кн. Исход 23: 19, затем в кн. Исход 34: 26 и во Второзаконии 14: 21. Как свидетельствует нам само Священное Писание, "При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово" (2Кор. 13: 1). Значит, мы не можем игнорировать данное повеление, и потому попытаемся найти духовный смысл данного запрета.

Почему я не могу относить это повеление только к кашруту? Апостол Павел, который глубже других проник в духовный смысл Торы, говорит: "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор. 10: 11). В каждом образе скрывался духовный урок, который необходимо увидеть и понять. "Которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9: 10). Слово Божие обращено не «до плоти», но к духу нашему. Поэтому я изложу свое духовное видение, которое, вдруг осенило меня при чтении данного запрета Св. Писания.

Молоко матери — это очень важная, предусмотренная Богом пища для младенца. Об этом говорит и ап. Павел: "Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах" (1Кор. 3: 2). Что он имел в виду под молоком, мы находим в другом его письме: "Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно МОЛОКО, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец" (Евр. 5: 12-13).

К великому сожалению и огорчению, в любой церкви тебя питают "молоком". Ребенка трудно оторвать от груди матери, он протестует. Ему нравится молоко, и никогда бы он добровольно не отказался от груди матери, для него это большой стресс. Но мама понимает, что для нормального роста и формирования организма необходима разнообразная пища. Видимо, потому царь Давид, описывая свой опыт духовной жизни, сравнивает его с дитем, отнятым от груди матери: "Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди" (Пс. 130: 2).

Чтобы сварить что-то в чем-то, вам необходимы две вещи: огонь и жидкость, в нашем тексте речь идет о молоке. Интересно, что в английском языке существует несколько глаголов, переводимых на русский язык словом варить: to cook и to boil. Если англичане хотят сказать "сварить картошку", они говорят "to boil potatoes", а если "сварить обед" – "to cook dinner", Boil означает нагревать на огне и доводить до кипения. При этом структура картофеля, сваренного таким образом в жидкости, изменяется, картофель уже «не живой», он становится мертвым, не пригодным для посева. Бог не хочет, чтобы мы были "сварены" в "молоке" матери-церкви, он хочет, чтобы мы оставались живыми и слышали Его голос. Козленок, которого сварили, то есть кипятили в молоке своей матери, становится мертвым. Так и человек, "сваренный" в "молоке" своей церкви, не способен самостоятельно слышать голоса Господа.

Далее в книге Исход мы читаем: "Вот Я посылаю пред тобою Ангела, хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил" (Исх. 23: 20). Сваренный в молоке своей матери уже не способен слышать голоса Ангела, посылаемого Богом. Читайте далее эту главу: "Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их: то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни" (Исх. 23: 21-25). Вы видите, как Господь ревниво относится к каждому человеку, и Он не хочет, чтобы мы слушали кого-то другого, кроме Него. Вот потому и такой запрет.

В христианской церкви очень популярно высказывание: "кому церковь не мать, тому Бог не Отец". В некотором смысле это верное определение, церковь, как мать, рождает и питает детей своим молоком. "Молоко" в данном смысле – это учение церкви, предназначенное для питания и роста. Плохо, однако, что мама-церковь "варит козлят в своем молоке". Мы наблюдаем, что любая церковь как мать, "варит своих козлят в СВОЕМ молоке". Мы все, к сожалению, "сварены в молоке своей матери". Беседуя с кем-либо из христиан, мусульман или иудеев, вы можете сразу определить, в каком "молоке" он "сварен". Нам знакомо высказывание: "Впитать с молоком матери". Ребенок впитывает с молоком своей матери всю культуру своих предков. И это будет оказывать влияние на всю его последующую жизнь. Это означает, что ты "сварен" в этом "молоке", и не способен уже воспринимать другого мнения. Богословы каждой церковной организации "варят" своих "козлят" в своем "молоке". Поэтому мне лично скучно читать доводы и комментарии богословов по этому вопросу, даже если они и будут самыми правильными и выверенными по всем законам экзегетики. Это не приносит удовлетворения моей душе.

Огонь – это еще и символ Самого Бога: "Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий" (Исх. 24: 17). Пророк Иезекииль в своем видении славы Божьей пишет следующее: "А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него" (Иез. 1: 26-27). Может быть, поэтому многие язычники поклонялись огню?

Молоко – это символ присутствия Святого Духа Божия. Дух Святой как кормилица, как мать постоянно присутствует со Своим народом. "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их" (Неем. 9: 20). Какой нежной и сильной была любовь и забота Божия о Своих детях, пророк говорит: "Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им" (Ос. 11: 4).

В самом начале Библии мы встречаемся с "материнской" заботой Духа: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). В еврейском языке слово носился звучит как парил: "А Дух Всесильного парил над водою". Дух, как мать, выпаривает своих птенцов. Апостол Павел говорит об этой заботе Божьей о Своей Церкви следующее: "мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими" (1Фес. 2: 7).

Посмотрим еще на другие обещания Бога Своему народу:

"И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев" (Исх. 3: 6-8).

"Так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод" (Втор. 32: 12-14).

"…Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев" (Ис. 60: 15-16).

Вы представляете, Израилю было обещано сосать грудь Царскую, грудь Самого Господа! И Бог этого хочет, чтобы мы успокоились у Его груди!

"Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой" (Пс. 21: 10).

"Мирровый пучок - возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает" (П. Пес. 1: 12).

Вдумайтесь, какие чудные обетования даны Богом Своему народу! Какая нежная забота и любовь! Можно ли желать чего-то лучшего?

Таким образом, запрет варить козленка в молоке своей матери приобретает духовный смысл, и означает подмену вечной заботы Бога человеческими установлениями. Когда ты варишь, то ты используешь огонь (символ Бога) и молоко (символ Духа) уже в своих целях. Это Бог запрещает делать. Любовь Бога и Его забота необходимы ребенку на первых порах его духовной жизни и на протяжении все его жизни. Но когда церковь "использует" любовь и заботу Бога, чтобы привязать своих членов к себе, то нарушается запрет, трижды упомянутый в Торе: "Не вари козленка в молоке матери его". Любая религиозная система лишает человека самостоятельного мышления и делает его зависимым от своих институтов. И для этого религиозные системы используют огонь (символ Бога) и молоко (символ питания, означающего постоянную поддержку Духа), и "создают" "мертвых" членов церкви, то есть получается совсем другой результат. Вместо того, чтобы питать молоком и медом членов церкви, как обещал Господь, их варят в "своем молоке". Бог это строго запрещает. Поэтому апостол Павел и говорит, что он был "как кормилица" для тех, кому он проповедовал благовестие Божие. Павел не "варит" их в "молоке", но питает их. "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор. 4: 15). Отец кормит, а наставник учит. Учить многие горазды, а вот питать неспособны. Детей нужно просто кормить, а не "варить" их в "молоке", то есть наставлять и обучать внешним правилам.

Вот почему Моисей после тривиального запрета "не вари козленка в молоке матери его" пишет: "Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем" (Исх. 23: 20,21).

Религиозные системы используют эти сакральные образы – огонь и молоко, – чтобы "сварить" своих "козлят" и таким образом сделать их зависимыми от себя и непригодными для самостоятельного восприятия духовного водительства в жизни. Неудивительно, что мы встречаем так много отличных друг от друга христиан. Все они "сварены в молоке" своей мамы-церкви, и к зрелой духовной жизни они просто не способны.

Это моё видение, дорогой читатель, и оно не означает, что и вы должны так понимать. Ангел поведет вас лично, не "варитесь" в чьем-либо "молоке", но слушайте голоса Ангела, Которого Господь уже послал вам.

Санкт-Петербург,
январь 2015 г.

 

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: