Поиск по сайту




Главная Статьи Через страдания к Богооткровению
Через страдания к Богооткровению PDF Печать
Автор: Николай Линк   
22.01.2011 22:39
Ибо вы умерли и жизнь ваша
сокрыта со Христом в Боге;
Когда же явится Христос, жизнь ваша,
тогда и вы явитесь с Ним во славе.
(Колоссянам 3: 3,4)

"Страшнее всего отчаяние, вызванное
бессмысленным страданием"
(В. Франкл)

Истинный смысл жизни верующего человека не в том, чтобы жить по заповедям, воздерживаться от зла и творить добро, но в том, чтобы в твоей жизни явлен был Христос в силе и славе. Это возможно только при одном условии: если Он в нас! Вектор нашей жизни направлен к откровению Христа в нас. "Жизнь наша сокрыта", это подобно семени в земле, сокрытому на поле зимой, под толстым слоем снега, ожидающему весеннего тепла. Условия зимы не позволяют раскрыться жизни, сокрытой в семени. Только с наступлением весеннего тепла, когда лучи солнца растапливают снег, становящийся влагой для почвы, тогда жизнь семени пробуждается, расцветая во всей силе и славе!

Условия греха не позволяют жизни Христа раскрыться в нашей жизни, она сокрыта до времени. "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2Кор. 5: 2). Вера в явление Христа, ожидающего явиться в нас, наполняет жизнь нашу особым смыслом. Воскресение Христа является основой такой веры. Смерть не могла удержать Жизнь в могиле, она прорвалась сквозь мрак и холод, в силе и славе, повергшей на землю, в страхе, всю стражу у гроба Господня! Сокрытая во Христе жизнь, явилась во всей силе и славе! Именно об этой силе воскресения проповедовал апостол Павел. Жизнь Христа, сокрытая в каждом умершем с Ним, ожидает своего явления. Добрая весть Евангелия заключается в том, что в каждом верующем во Христа, сокрыта та же самая жизнь, что была во Христе, когда он лежал в сердце земли. В определенный момент, эта жизнь прорвалась сквозь мрак могилы. Верующий во Христа, имеет уверенность, что в определенный Богом момент, жизнь Христа явится в нем во всей силе и славе. Именно этой славой и будет еще раз озарен наш мир, прежде, чем наступит момент излития гнева Божия.

Через различные книги Библии и истории, записанные в ней, Бог показывает нам, каким образом это совершается. Удивительной и глубокой по содержанию, является книга Иова, где раскрывается смысл страданий. Эта Книга содержит удивительные уроки для каждого человека на земле. В ней поднимаются вопросы страданий, являющихся участью каждого смертного. Иов вовлекается в великую драму борьбы между Богом и сатаной. В этой непонятной для него драме, раскрывается внутренняя мотивация его веры. В последнее время, драма книги Иова, будет повторяться в жизни каждого последователя Христа, ожидающего явления жизни, сокрытой в нем. Верующий человек вовлекается в эту драму, чтобы выявить внутренние мотивы его сердца. Почему человек поклоняется Богу? Сатана утверждает, что наши мотивы корыстны, и он прав. Очень часто нам самим они не ведомы до тех пор, пока с нами не происходит трагедия.

Биография Иова

В самом начале книги мы замечаем, что характеристику Иову дает Сам Бог.

"…Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла" (Иов. 1:8).

С такой характеристикой можно прямо в небеса! И даже после яростных нападок сатаны на Иова, уничтожившего все его имущество и убившего дорогих ему детей, Господь вновь отмечает:

"Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно" (2: 3).

Надо подчеркнуть, что таких людей на земле вообще нет! "Ибо нет, такого, как он на земле" – это слова Бога! Большинство людей на земле живут иными стандартами и руководствуются другими мотивами. И даже религиозные люди, исповедующие какую-либо веру, делают это по различным мотивам, и чаще всего, корыстным. Разворачивающаяся драма должна выявить, какие мотивы движут Иовом в его духовной жизни – корысть или любовь?

К сожалению, нами чаще движет корысть. Такова наша природа. Удивительно, но Бог принимает и это! Ученик Христа, Петр, не стесняясь, демонстрирует свою корысть:

"Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам?" (Мф. 19: 27).

Разве не корысть двигала Петром, задававшим этот вопрос? А вспомните Авраама, названного в Библии, другом Божьим, он также спрашивает у Бога:

"Владыка, Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным…" (Быт. 15: 2).

Они все хотят что-то получить от Бога, иначе и не начинали бы никаких отношений с Ним. Посмотрите на современных проповедников. В любой церкви, чтобы увеличить сборы в общинах, они постоянно цитируют слова пророка Малахии третьей главы, предлагая людям "испытать Бога", в обмен на благополучие. Если мы хотим, чтобы наш семейный и личный бюджет сопровождался благословениями, и нам хватало денег, необходимо выполнять написанное пророком (см. Мал. 3: 8–10). Хотя мотив такого напоминания всего лишь в том, чтобы увеличить сборы десятин, а не благополучие самих членов церкви. Возможно, многие и отдают десятину в церковь лишь потому, что надеются получить от Бога назад с процентами. Разве это не корысть? Удивительно, но Бог считается с нашими корыстными мотивами и благословляет нас! Однако, Он желает вести нас к совершенству, а оно, вовсе, не заключается в обладании материальными благами, но в понимании духовного мира, в понимании Бога, как любящего Отца во всех обстоятельствах жизни. Бог желает вести нас к зрелости, "в меру полного возраста Христова" (Еф. 4: 13), к явлению Христа в нашей жизни!

Вот почему мы вовлекаемся во вселенскую драму! Дьявол утверждает, что люди все корыстны, и потому он требует от Бога, чтобы Он испытал их. И Бог позволяет случаться испытаниям в нашей жизни. Но зачем? Сомневается ли Он в нашей верности? – Нет! Желает ли Он испытаниями доказать сатане его лживость? Также нет! Бог знает, что он отец лжи! Почему же тогда допускаются испытания в нашей жизни? Мы всегда ставим вопрос "Почему?.." и "За что?.." Но это – неверный вопрос. Давайте на примере книги Иова посмотрим, ЗАЧЕМ Бог допустил такие испытания в жизни Иова?

Последняя книга Библии "Откровение" повествует нам о том, что перед лицом всей Вселенной должны открыться суды Божии, Его справедливость и милость к каждому человеческому существу. Иоанн видит, как искупленные стоят на стеклянном море и восклицают:

"Велики и чудны дела Твои, Господи, Боже, Вседержитель! Праведны и истины пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои" (Откр. 15: 3,4).

В очередном видении Иоанн вновь видит и слышит:

"После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: Аллилуия! Спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его! Потому что Он осудил ту великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее" (Откр. 19: 1,2).

Мы можем быть абсолютно уверены в Божьей справедливости и милости во всех жизненных обстоятельствах, и даже тогда, когда мы оказываемся в испытаниях!

Хотя Иов и был непорочный, и жил праведной жизнью, но этого было недостаточно для него, он еще не достиг зрелости в своих взаимоотношениях с Богом, чтобы жизнь Христа была явлена в нем. Посмотрите, как он сам в этом признается после всех испытаний, произошедших с ним.

"Знаю, что Ты все можешь, и что намеренье Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Проведение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же глаза мои видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42: 2–6).

Иов говорит: "Теперь же глаза мои видят Тебя"! Другими словами, происходит Богооткровение! Вся драма в его жизни имеет одну цель: дать Иову Богооткровение! В этом цель и смысл всех испытаний, допускаемых Богом в жизни человека.

О людях, живущих накануне Пришествия Христа, мы читаем следующее:

"Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа. И во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока" (Дан. 11: 32–35).

Посмотрите, Бог назвал Иова разумным? – Да! Пострадал Иов от меча и огня, плена и грабежа? – Да! Для чего? – Согласно тексту – для очищения и убеления!

Обстоятельства, которые сложились вокруг Иова

Иов теряет все свое имущество – Иов. 1: 13–17;

Теряет всех своих детей – Иов. 1: 18–19;

Теряет здоровье – Иов. 2: 7;

Теряет всех друзей, они отвернулись от него – Иов. 19: 13, 14.

а) Но Иов не потерял жены своей, Иов. 2: 9, (заметьте, жена – образ церкви в Библии).

б) Его посетили друзья, Иов. 2: 11, (будем считать, что это члены церкви).

Пришедшие навестить его друзья (члены церкви), не узнали его (Иов.2: 12). Где же тот Иов, которого они знали раньше? – Нет его! Оказывается, то, что они раньше знали об Иове, было всего лишь миражем, неправдой… "Настоящий" Иов другой, вот он, перед ними, весь в струпьях, пораженный с головы до ног, от которого исходил зловонный запах. Такая картина смутила друзей настолько, что они не нашли слов, и семь дней сидели и молчали. Иов тоже молчит! Что ему говорить? Он ждет сочувствия и сострадания от членов церкви, пришедших навестить его. А друзья упорно молчат… Но то, что они молчали, еще не говорит о том, что они не думали ничего. В душе своей, каждый из них, пытался установить причину таких ужасных страданий друга. Не может же быть того, чтобы без всякой причины, вдруг, человек так ужасно подвергся страданию!? Должна же быть причина этому явлению! Возможно, так думали друзья (члены церкви), пришедшие навестить его, вспоминая все известные им, факты из жизни Иова. Известная пословица: "друг познается в беде", хорошо раскрывает нам, на чем основана дружба. Но, а если "друг оказался вдруг, и не друг и не враг, а так…", можно ли ждать от него утешения во время страданий?.. Способны ли друзья Иова на сочувствие?

Отчаянная речь Иова

Иов, ожидавший утешения от своих друзей, пришедших навестить его, прерывает молчание скорбными восклицаниями. Никого не обвиняя, он в отчаянии проклинает день своего рождения.

"Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: "зачался человек!" День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшится его, как палящего зноя!.." (Иов. 3: 3–5).

Иов полон глубокого отчаяния, он в абсолютном мраке. Слова его, во всей третьей главе, свидетельствуют о глубочайшей депрессии. Он ждет смерти, не понимая, для чего ему была дана жизнь.

"На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душей, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее себе охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?" (Иов. 3: 20–22).

Иов ясно признает, что это сделал Бог.

"На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?" (23ст).

Он лишен всего, а самое главное, внутреннего мира.

"Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады; постигло несчастье" (25, 26 ст).

Неужели он предчувствовал беду свою, страшась неизвестного будущего? Оставим этот вопрос на размышление читателю… Однако, при всех лишениях, постигших Иова, у него все же осталось нечто, чего сатана не мог похитить у него. Это его ВЕРА! Если внимательно читать все речи Иова и вопросы, которые он задает, адресуя их в основном Богу, то мы заметим, что он никого не судит и не обвиняет. Он хотел бы только одного, чтобы Всевышний ответил ему, указав на причины постигших его несчастий. Иов не потерял веры в Бога, доверия к Нему. Он восклицает:

"А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога" (Иов. 19: 25,26).

Как было бы хорошо, если бы друзья, пришедшие к нему, члены церкви, поддержали его веру и помолились бы вместе с ним Богу, прося силы и мужества для своего друга, попавшего в несчастье! Но, Увы!..

Вера – это Божий дар человеку (см. Рим. 12: 3). Понимаем ли мы, для чего Бог дал нам дар веры? Многие смотрят на веру, в том числе и верующие, как на волшебную палочку, благодаря которой можно кое-что получить от Бога. Это чисто языческое представление о вере. Вера – это дар Божий, делающий Бога близким во всех обстоятельствах твоей жизни. Иов хранит ее в своей душе, не позволяя обстоятельствам украсть у него веру. Попадая в трудности и переживания, люди обычно говорят: "Ну, где Бог? За что меня постигли эти испытания?.." Мы ищем причину, желая устранить ее. Мы идем в церковь, ставим свечки, стремимся вернуть к себе расположение Божие, не понимая того, что в этот момент Он особенно близок к нам.

"Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает. …С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его" (Пс. 33: 19; 90: 15).

"Члены церкви" обличают страдающего Иова

Как было бы хорошо, если бы друзья Иова напомнили ему эти прекрасные обетования, укрепив его веру! Но вместо этого, они пытаются найти причину страданий Иова. Знают ли они что-либо о вере? Есть ли у них личный опыт веры?

В своих посланиях апостол Павел много писал о действии веры.

"…Ибо верою вы тверды" (2Кор. 1: 24). "Праведный верою жив будет" (Рим 1: 17; Гал. 3: 11; Евр. 10: 38).

Вера помогает преодолевать испытания (см. Евр. 11: 33–39). Но друзья Иова ничего об этом не знают. Они знают лишь то, что любое следствие имеет свою причину. И, осмелев немного, они начинают говорить Иову, чтобы убедить его в неизбежности воздаяния за прошлые недочеты. Им точно известно, что грехи юности постигают Иова, и в этом они стараются убедить Иова, чтобы привести его к покаянию. Послушайте речь старшего из них, уважаемого члена церкви, Елифаза. Он очень тактично начинает свою речь, соблюдая все законы гомилетики и этики:

"Если попытаемся мы сказать тебе слово, – не тяжело ли будет тебе? – (и сам же отвечает себе) – Впрочем, кто может возбранить слову! (Он саркастически замечает) Вот ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал. Падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. (Обличая) Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим? (И далее уже открытый намек) Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные были искореняемы. Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его" Иов. 4: 2–8).

А другой друг, Вилдад, продолжая свое нападение, "бьет" больного страдающего Иова по самому чувствительному месту:

"Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?" – (вопрошает он, связывая гибель его детей с их грехами) – "Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их" (Иов. 8: 3,4).

Третий, Софар Наамитянин, прямо говорит о грехах Иова, в которых нужно, как можно скорее, ему покаяться:

"Если ты управишь сердце твое, и прострешь к нему руки твои,. И если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его, и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лицо твое, и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе; как о воде протекшей будешь вспоминать о нем" (Иов. 11: 13–16).

По его понятию, только раскаявшийся человек достоин благословений Божьих и Его расположения. Как искусно сатана использует друзей Иова, чтобы сделать его горькую жизнь еще горше. Свои "высокие" речи они произносят во имя Правды Божьей, защитниками которой они себя чувствовали. Нуждается ли Бог в таких защитниках? Как бы вы на месте Иова отреагировали на такие обличения? Что эти "богословы" несут вообще? Смогли ли друзья Иова убедить его во грехе? Мог ли согласиться с ними Иов? Нет! Он называет своих друзей сплетчиками лжи, и говорит:

"О если бы вы только молчали. Это было бы вменено вам в мудрость" (Иов. 13: 4,5).

Священное Писание говорит определенно, убеждает во грехе – Дух Святой, а не человек, кем бы он ни был. Это Его прерогатива.

"И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде" (Ин 16: 9).

Можно ли считать речи друзей Иова, исходящими от Духа Святого? Явно, что эти люди, "члены церкви", находились под влиянием другого духа. Как обличают люди? Они делают это обычно так, как друзья Иова. Они убеждены, что страдания Иова имеют определенную причину, потому они начинают копаться во внутренней жизни Иова. Таков метод сатаны.

"Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца" (Пс. 63: 7).

Посмотрите, как обличает сатана? Подстрекаемые сатаной фарисеи, привели ко Христу грешницу, которая по закону Моисея должна была быть побитой камнями. Они, ревнители чистоты, прямо заявляют:

"Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями; Ты что скажешь?" (Ин. 8: 5).

Меня поражает, что делает Христос в этой ситуации! Имея всю власть и право все назвать своими именами, с какой милостью Он обличает злобных фарисеев, никого не унижая, не выставляя их пороков, не делая известными их имена. Он молча пишет на песке, взывая к их совести. И Он достигает цели!

"Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших, до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди" (Ин. 8: 9).

Поистине, велика милость Божья! Посмотрите, как обличает Дух Святой?

"Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине" (Ис. 42: 2,3).

В Библии дано множество примеров того, как обличает Дух Святой. Когда Давид согрешил с Вирсавией, когда Петр отрекся от своего Господа, они не были лишены милости Божьей. Обличая, Бог всегда окружает человека Своей милостью, предлагая ему принять прощение. Смысл же обличения сатаны в том, чтобы добить человека и показать, что грех лишает человека расположения Бога. Эти обличители ничего не знают о Божьей милости и прощении.

"А у Господа нашего милосердие и прощение" – восклицает пророк Даниил (Дан. 9: 9).

Как далеки друзья Иова от такого понимания Бога. Они смотрят на видимые факты. Вот страдающий Иов перед ними, а вот праведный и справедливый Бог, который не может без причины допускать несчастья в жизни человека.

"Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?" – задается вопросом Вилдад (Иов. 8: 3).

Как они, друзья Иова (члены церкви), представляют себе Бога? Каков Бог по их мнению? Они уверены, что "Бог не отвергает непорочного, и не поддерживает руки злодеев" (Иов. 8: 20).

Они уверены, что "Бог знает людей лживых, и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания?" (Иов. 11: 11).

При всех страданиях они еще и обвиняют Иова в дерзости:

"Да ты отложил и страх, и за малость считаешь речь к Богу. Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавый" (Иов. 15: 4,5).

О Боге они судят, как о неком верховном императоре Вселенной, пред которым нужно просто смириться и раболепствовать:

"Вот Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах усматривает недостатки. Тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли" (Иов. 4: 18,19).

А как Иов представляет себе Бога? Надо заметить, что представления о Боге у Иова также не совсем верные, он многого не понимает, многое для него покрыто тайной, но Иова отличает от друзей ВЕРА, которой явно не наблюдается у них. Вера – это страстное стремление души к Богу, желание соединиться с Ним.

"Не буду же я удерживать уст мои; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей" (Иов. 7: 11).

Он верит в Божье прощение и милость, желая получить их от Бога, понимая, что никоим образом заслужить этого невозможно.

"Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? Ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет" (Иов. 7: 20,21).

Иов понимает, что снять беззаконие с человека может только Бог. Человеку никак невозможно избавиться от своих грехов. Друзья же Иова считают, что человек должен сам прилагать к этому свои усилия. Но Бог всегда ближе к тем, кто верою стремится к Нему, чем к тем, кто сам пытается "отмыться" от своих пороков, прилагая усилия, и кто убежден в своей истинности, думая, что имеет познание о Нем. Иов не утверждает, что его познания о Боге совершенны. Он многое не понимает, но он ищет Бога и стремится встретиться с Ним.

"Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним?" (Иов. 9: 19).

Признавая свою греховность, Иов понимает, что нуждается в посреднике.

"Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, То и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои. Ибо Он не человек, как я, чтобы я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас" (9: 30–33).

Он хочет выяснить свои вопросы у Бога, а не у людей, кем бы они ни были, он жаждет, чтобы Бог ответил ему.

"Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом" (Иов. 13: 3).

Он просит у Бога только следующее:

"Двух вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: Удали от меня руку твою, и ужас Твой да не потрясает меня. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие Мое и грех мой. Для чего скрываешь лицо Твое, и считаешь меня врагом Тебе? (20–24).

Надо заметить, что Бог не осуждает Иова за его желание встретиться с Ним. Это нормально, когда мы стремимся выяснить свои вопросы у Него, а не руководствуемся в понимании Бога чьими-то понятиями. Бог желает открываться нам, лично!

"Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь" (Иер. 33: 3). "Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его" (Пс. 90: 15).

Бог ведет каждого человека к важному моменту: к откровению Христа в нашей жизни. И Иов, наконец, получает это откровение! Бог открывается ему и все меняется. Пророк восклицает:

"Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Него сильная буря" (Пс. 49: 3).

Склонившись в смирении и благоговении пред Богом, Иов, наконец, получает долгожданный покой.

"Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же глаза мои видят Тебя" (Иов. 42: 5).

Теперь страдания Иова обретают для него смысл. Он больше не задает никаких вопросов. "Глаза мои видят Тебя" – вот в чем мы нуждаемся! И как быстро меняется картина в жизни Иова, меняются обстоятельства.

Здоровье его восстанавливается! Имущество возвращается вдвойне! У него снова появляются дети! Все возвращается в прежнее русло. Но самое главное, Иов приобрел личный опыт в понимании Бога. Ему не нужно больше плавать в догадках и понятиях о Боге, выведенных чьим-то богословским исследованием. Его знания о Боге теперь основаны на личном опыте, а не на богословских предположениях некоторых членов церкви.

А что же происходит с его друзьями – богословами? Еще недавно, такие уверенные и самодовольные в своих знаниях о Боге, что готовы были учить других, теперь они вынуждены идти к Иову, чтобы он помолился о них. Чего же не хватало им в их знаниях о Боге? Им не хватало личного знания Бога! В отличии от Иова, они даже "слухом уха" не слышали о Боге. Все их знания о Боге были основаны на жалких человеческих исследованиях, а не на откровении.

"Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17: 3).

Они, возможно, читали о Боге, учили других, но они не знали Бога! Странно, но они были удовлетворены своими знаниями. Иов же не был удовлетворен, он искал Бога. Как удивительно похожи друзья Иова на людей Лаодикийского периода, считающих себя богатыми своими познаниями о Боге и не подозревающие того, что находятся в большой нужде.

Подведем итог

Читая книгу Иова, я сделал следующие выводы для себя:

1. Каждый человек вовлечен в великую драму борьбы между Богом и сатаной

Как мы будем вести себя, когда окажемся вовлеченными в этот процесс, зависит не от знаний, имеющихся у нас о Боге, но от веры в Его милость и искупительную жертву. Такая вера приближает Бога к нам, и помогает обрести смысл в страданиях и покой. Обетование гласит:

"С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его; долготой дней насыщу его и явлю ему спасение Мое" (Пс. 90: 15,16).

Иов теперь не завидует больше мертвым, не ублажает тех, кто не родился. Он в глубоком смирении склоняется пред Великим "Я Есмь!".

А что же друзья Иова? Еще недавно, такие уверенные в своих познаниях, всезнающие, самоправедные, они, вдруг, оказались в страхе за свою жизнь. В один миг, все их знания о Боге превращаются в прах. Они вынуждены теперь идти к тому, кого еще недавно обвиняли, чтобы просить его помолиться за них. Они понимают, что без заступнической молитвы Иова они обречены. Интересно, почему Бог посылает их к Иову? Ведь их судьба теперь полностью находится в руках Иова?! А что, если он откажется молиться за них, у них нет тогда никаких шансов? Почему Бог поставил их в такое глупое для них положение? Почему бы Ему Самому не простить их по милости Своей?

Мы отметили, что Иов, пройдя путем страданий, достиг такого состояния, когда в нем явлен был Христос. Друзья же Иова, довольные своими знаниями, не дали Христу места в своих сердцах.

"Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол. 3: 4).

Теперь Иову можно доверять! В нем явлен Христос! Именно это имел в виду Учитель, когда говорил ученикам:

"Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20: 22,23).

В опыте жизни Иова открывается очень важная истина Евангелия. Спасение наших ближних Бог сделал зависимым от нас. Я могу простить, а могу и не простить!? Предположим, если бы Иов не стал молиться за друзей, тогда гнев Божий постиг бы их? Безусловно! Если бы Иисус на кресте не молился о нас: "Прости им, ибо не знают что делают", распинавших Его своими грехами, тогда гнев Божий постиг бы всех палачей Иисуса и нас с вами тоже. Как мы должны быть благодарны Богу за Иисуса, Который молился о нас! Иов в данном случае представляет Христа! Христос явлен в его жизни во всей силе и славе. Христос молился, и Иов молился! И только молитву Христа Бог принимает!

Это делает наше спасение полностью зависимым от другого, а не от нас самих, ни от наших знаний о Боге, ни от наших дел. Я могу только придти ко Христу, чтобы Он помолился обо мне, потому что мою собственную молитву Бог не примет. Моя молитва и все, что я есть, вызывает гнев Божий. Он принимает только молитву Иисуса. Христос – праведник, и Иов праведник, ходатайствующий за других. Если я праведник, то я уже не думаю о себе, о своем спасении, но думаю о спасении другого, даже тех, кто меня обидел. Подобно своему Господу, мы думаем о спасении ближних. Мы за них молимся после того, как мы приобрели личный опыт познания Христа, явившегося нам в нашей жизни. Без такого явления Христа в нашей жизни, наши знания о Боге искажены эгоизмом, и не могут влиять на других во спасение им. Такими оказались друзья Иова, и такими были пять неразумных дев из притчи, рассказанной Христом. У пяти неразумных, подобно друзьям Иова, были знания о Боге, но не было выстраданного знания Бога!

2. Бог знает конец от начала

Сегодня нам может быть все непонятным в нашей жизни и в жизни окружающих нас. Но не нужно спешить и делать какие-то выводы, как друзья Иова. Христос желает явить Себя в нас и через нас. Не нужно судить другого, потому что "наступил час суда Его" (Откр. 14: 7). Каким будет этот суд? Мы можем заглянуть в откровение пророка:

"Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: "Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве". И небеса провозгласят правду Его; Ибо Судья сей есть Бог" (Пс. 49: 3–6).

Именно такие страшные стихии бури и огня сопровождали явление Бога, пришедшего, чтобы ответить Иову. Иов, еще недавно задававший Богу множество вопросов, должен сам теперь встать, как муж, и отвечать на вопросы Бога! (см. Иов. 38–41 главы). Хорошо, что молодой человек по имени Елиуй, оказавшийся рядом с Иовом, вместе с тремя его друзьями, своей пламенной речью смог немного подготовить Иова к такой торжественной встрече с Богом. Елиуй, к "часу суда". Он, в отличии от трех "умудренных" старцев, был тем, кто слушал и слышал приближение Бога.

"И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые" (Иов. 37: 1–5).

Как точно определил Елиуй время суда, помогая страдающему Иову приготовиться к встрече с Ним! Умолкли шумные-умные речи, как друзей Иова, так и самого Иова! Да и что может смертный человек, со всей своей ученостью и мудростью, представить Всемогущему!? На этом суде Бог обращается также и к тем, кто, подобно друзьям Иова, считал себя праведником, а других обвинял. Посмотрите на дальнейшую мысль откровения пророка:

"Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя; Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор… Грешнику же говорит Бог: "Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое, и слова Мои бросаешь за себя? Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься. Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство. Сидишь и говоришь на брата твоего, и на сына матери твоей клевещешь. Ты это делал и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как и ты. Изобличу тебя, и представлю пред глаза твои грехи твои" (49: 7–10; 16–21).

Удивительно, как в этом псалме речь обращена прямо к друзьям Иова, и к тем, кто сегодня олицетворяет их! Сколько клеветы было излито на Иова этими "праведниками и послушниками", названными пророком, прелюбодеями! Как точно характеризует пророк этих правдолюбцев! Но правдолюбцы-прелюбодеи ничего не знают о Божьем суде, где вскоре придется им предстать. Этого не понимали друзья Иова. Как много сегодня развелось таких друзей Иова среди христиан, поучающих других "истине"!?

"Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего" (49: 22).

Где сегодня Елиуи, способные приготовить наш мир к встрече с Богом? Именно на это обращают внимание христиан три Ангела из Откровения четырнадцатой главы. Ангелы следуют один за другим, обращая внимание каждого на торжественный момент суда Божьего над каждым человеком и на участь тех, кто, подобно друзьям Иова, забыли всякий стыд.

3. Наше спасение полностью находится в руках Другого

Это важнейшая истина Евангелия. Этим Другим является никто иной, как Иисус Христос. Как однажды Бог послал друзей Иова к Иову, чтобы тот походатайствовал за них, так Он сегодня посылает людей к Иисусу Христу, Своему Сыну, чтобы Он походатайствовал за них в виду приближающегося гнева.

"Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Евр. 4: 12).

Христос готов ходатайствовать за всякого грешника, приходящего к Нему. Не могут этого сделать друзья Иова, (члены церкви), так же как и не может этого сделать сама Церковь. Во многих людях глубоко коренится заблуждение, что человек спасается тогда, когда он приходит в истинную Церковь. Помните образ жены Иова, советовавшей ему проклясть имя Бога, чтобы умереть и не мучиться (Иов. 2: 9,10)? Ведь это была его законная, "истинная" жена! Но эта жена не знала истинного Бога, для нее религия была формой, средством, чтобы лучше устроить себя в этой жизни. Таковы сегодня, к сожалению, христианские церкви, предлагающие людям присоединиться к ним, чтобы избежать многих бед. Если тебе эта церковь не помогает, оставь ее и иди в другую… Жене Иова не Бог нужен, а волшебник, от которого можно получить все, что нужно тебе. К сожалению, в любой церкви познания о Боге искажены. Церковь (жена) может только осуждать.

Какова же должна быть роль Церкви в этом мире? Члены Церкви призваны проявлять сочувствие и сострадание к окружающим грешникам. Этого ждал Иов от своих друзей. Этого ждал Христос в Гефсимании от Своих учеников. Но, Увы! Люди либо спят, подобно ученикам Иисуса, либо осуждают и обвиняют этот мир, подобно друзьям Иова. Ни в первом, ни во втором случае Дух Святой не может их использовать для славы Божьей. Задача Духа – прославить Христа.

"Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16: 14,15).

Сочувствие и сострадание, прощение и милость, которые были у Христа, будут проявляться и у тех, кто не просто является членом церкви, но принадлежит Христу, как член Его Тела. В жизни таких людей всегда возвеличится только Христос, жизнью ли то или смертью (см. Фил. 1: 20)! Христос Распятый, – вот в Ком нуждается наш мир и каждый человек на земле!

4. Елиуй – главный герой драмы

Елиуй, находящийся рядом с Иовом, молча слушавший речи друзей и ответы Иова, сознавал, что все не так просто, как считали друзья Иова. Не случайно, что его речам в книге Иова отводится особое место. Автор книги посвятил ему целых шесть глав! Кажется, что в дискуссии Иова с друзьями у него нет возможности выразить то, что он думает и понимает. Неприлично для него прерывать друзей, которые намного старше него, и которые, как считалось, обладают мудростью. Но время настало и ему сказать слово:

"…Я молод летами, а вы старцы; поэтому я робел, и боялся объявлять вам свое мнение. Я говорил сам в себе: "пусть говорят дни, и многолетние поучают мудрости" Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду. Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я" (Иов.32: 6–10).

Судя по речи Елиуя, он также резко обличает Иова, однако в его словах нет такой самоуверенности и высокомерия, отличающих трех друзей Иова. Елиуй не цитирует Иову известные прописные истины, он призывает Иова и его друзей к рассуждению, и не дает готовых ответов в духе менторского наставления.

"Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. Установим между собой рассуждение, и распознаем, что хорошо" (Иов. 34: 2–4).

"Распознаем, что хорошо" – вот его цель. Люди обычно утверждают: вот это – хорошо, а это – плохо, абсолютно уверенные в своей правоте. Такими являются друзья Иова. Елиуй же приглашает к рассуждению, чтобы вместе распознать что хорошо. Времена меняются. И то, что сегодня хорошо кому-то, завтра может стать плохо. Вот почему важно рассуждение, а не утверждение. К тому же, истина, высказанная человеком, становится ложью, поскольку всякий человек – ложь (Пс. 115: 2). Только Истина, открываемая воплощением личности Христа, а не вербальным выражением, является Истиной.

Елиуй уверен, что Бог не извращает суда, даже тогда, когда нам трудно понять Его Провидение. Он заботится о всем Своем творении, живя ради других:

"Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда. Кто, кроме Его, промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к себе дух ее и дыхание ее, – Вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов. 34: 12–14).

Он обращает внимание Иова на величие Божье, что способно дать ему утешение.

"Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя" (Иов. 35: 5).

"Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? Кто укажет Ему путь Его, кто может сказать: "Ты поступаешь несправедливо"? Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо" (Иов. 36: 22–26).

Такое созерцание величия Творца приводит к молчаливому изумлению, наполняя сердце покоем и надеждою. Об этом писал и Давид:

"Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Пс. 8: 2,4,5).

"Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! Дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того" (Пс. 91: 5–7).

Потому Елиуй призывает Иова созерцать величие Божье и ждать:

"Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это. Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и – жди его" (Иов. 35: 13,14).

Он обращает внимание Иова на непостижимое величие Творца, предвосхищая внимание Иова к тому, что вскоре должно открыться ему, указывая на чудеса вокруг него. Подобные вопросы Бог вскоре Сам задаст Иову.

"Внимай сему, Иов; стой и разумей чудные дела Божьи. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало? Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить" (Иов. 37: 14–19).

Что может простой смертный ответить на подобные вопросы?! Кажется, что мысли Иова, обращенные на величие Творца, немного отвлеклись от собственных проблем и страданий, и его дух начал успокаиваться. В этом цель истинного наставления.

Вера помогает нам преодолевать все препятствия нашей жизни, наполняя смыслом то, что кажется непонятным и странным для нас. Апостол Павел заявляет:

"По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2Тим.1: 12).

Как хорошо, когда в наших страданиях, рядом находятся люди, подобно Елиую, способные поддержать твою веру, испытываемую в муках.

5. Откровение Бога

Бог неизменен в Своей любви к человеку. Он любит нас даже тогда, когда нам кажется, что Он нас забыл. Через пророка Господь напоминает нам:

"Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя" (Ис. 49: 15).

Нам нужно понимать, что сегодня борьба еще не закончилась, и дьявол продолжает целенаправленно обвинять нас пред Богом. Книга Иова нам ясно это показывает:

"…А ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно" (2: 3).

Дьявол всегда действует подобным образом, потому что у него одна цель – как сказал Христос: "украсть, убить и погубить" (Ин. 10: 10). И даже в присутствии Бога, он действует с присущей ему наглостью. В Библии записана сцена, показывающая нам, каким образом сатана обвиняет людей пред Богом во все века.

"И показал мне Иисуса, великого Иерея, стоящего пред ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! Не головня ли он, исторгнутая из огня?" (Зах. 3: 1,2).

Сатана враг всякой правды, стоит по правую руку Господа, противодействуя Тому, Кто желает оправдать человека. Удивительно, что Господь не вступает с ним в спор, но напоминает ему: "Господь да запретит тебе". Странно, но друзья Иова (члены церкви) совершают ту же самую работу, что и сатана, стоящий по правую руку Господа, обвиняя Иова. Как искусно дьявол использует их, ввергая Иова в полное отчаяние. Вилдад, глядя на Иова, убедительно констатирует факт:

"Таковы пути всех забывающих Бога; и надежда лицемера погибнет. Упование его подсечено, а уверенность его – дом паука. Опрется о дом свой, и не устоит; ухватится за него, и не удержится (Иов. 8: 13–15).

Что можно сказать на это? Вместо того чтобы утешить и поддержать, они цинично добивают его. А Софар высокомерно добавляет:

"Если Он пройдет и заключит кого в оковы, и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо Он знает людей лживых, и видит беззаконие, и оставляет ли его без наказания? (Иов. 11: 10,11).

Знают ли эти "праведники", как Бог любит человека, желая оправдать его? Вспомните видение пророка Захарии о первосвященнике Иисусе, одетом в запятнанные одежды и стоящем перед Богом. Из этого видения нам открывается, что только по благодати Господа, а не в силу каких-то заслуг, с Иисуса Иерея снимаются запятнанные одежды, и он облекается в одежды торжественные. Освобождение человека от греха – это великая тайна благочестия! Бог хочет, чтобы мы делились этой тайной Евангелия со всеми, кто ввержен в отчаяние и страдания. Не понимая этой тайны, мы легко становимся орудием сатаны, выполняя его задачи. Такими оказались друзья Иова (члены церкви). О, как много людей в христианском мире стоят у него на службе! Вот для чего необходимо откровение, способное изменить наши представления о Боге.

"Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божьих" (Рим. 8: 19).

6. Откровение через страдания

Бог использует наши страдания, чтобы дать нам откровение. Таким образом, мы становимся способными спасать тех, кто в своей самоправедности не видит своего истинного состояния. Можно утверждать, что драма Иова была допущена для того, чтобы друзья Иова и его собственная жена получили оправдание. Вряд ли они поняли бы свою греховность, будучи так убеждены в своей праведности. Бог в Своей милости к ним допустил жестокие страдания Своего верного и непорочного друга Иова, чтобы дать им возможность стать участниками страданий Иова и открыть им Свою милость. Но вместо этого, они оказались орудием сатаны, обвиняя Иова, и противодействуя Господу. Пройдя всю глубину страданий, Иов получил Богооткровение, так, что стал ходатаем за своих жестоких друзей.

Жестокие страдания и Голгофская смерть Иисуса, также были допущены Богом, чтобы показать нам всю опасность греха. Вот почему Евангелие – это весть о Распятом Христе!

"А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. Для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божью силу и Божию премудрость" (1Кор. 1: 23,24).

Только во Христе Распятом содержится Откровение Божьей любви к человечеству, обманутому

сатаной. Мы умаляем силу Евангелия, когда отходим от этого Божьего Евангельского принципа откровения любви. Сегодня, как никогда, мир нуждается в Откровении Божьей любви, поскольку обвинения сатаны стали дерзкими и вызывающими. Своими обвинениями он доводит миллионы людей до самоубийства. Люди не выдерживают такого мощного прессинга жизни, и в отчаянии сходят с нее. Жизнь представляет людям счет, который они оплатить не могут. И как мало тех, кто знает, что ЗА ВСЕ УПЛАЧЕНО! Как нежно звучит приглашение Господа к людям:

"Возвратитесь, мятежные дети; Я исцелю вашу непокорность, – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор (церкви); поистине, в Господе, Боге нашем, – спасение Израилево!" (Иер. 3: 22,23).

Заключение

Прежде, чем наступит конец нашего многострадального мира, Бог хочет опалить его еще раз огнем Своей любви. Для этой цели Ему нужны Иовы, прошедшие через страдания и получившие Откровение Божьей любви. Только такие люди способны совершать ходатайственную молитву за врагов своих. Желаешь ли ты Божьего Откровения?

"И, начав речь, один из старцев спросил меня: Сии облеченные в белые одежды, кто и откуда пришли? Я сказал ему: Ты знаешь, господин. И он сказал мне: Это те, которые пришли от великой скорби;

они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле, будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод. И отрет Бог всякую слезу с очей их" (Откр.7:13–17).

Санкт-Петербург,
Январь, 2011
 

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: