Истина или догма? |
Автор: Николай Линк |
06.12.2020 20:57 |
Может ли Истина стать догмой, а догма быть истиной? Для начала определимся в терминах. Чтобы определить значение слова «Истина», мы обратимся к Библии.
Христос определённо называет Себя Истиной. Таким образом, Истина — это всегда Личность, Личность Христа, а не свод неких правил, учений и догм. Из этого мы и будем исходить в нашем размышлении. Слово "догма" (от древнегреческого δόγμα, δόγματος, означает мнение, решение, постановление) — положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства и при любых условиях; философский тезис, истинность которого вследствие этого кладётся в основу той или иной философской системы. Догма, это то, что принимается на веру без всяких доказательств. Например, демократия — это догма, её считают лучшим методом устройства общества, и люди верят этому без всяких доказательств: или другая догма: "Народ всегда прав". Догмы существуют во всём в нашей жизни: в политике, в экономике, в религии, семейной жизни — во всех областях человеческого устройства. Везде существуют свои догмы, они строго охраняются, и никто не имеет права подвергать их сомнению. Догматическое мышление — это застывшее мышление, основанное на неизменных формулах, опирающихся на догмы. Догматическое мышление — мышление, основанное на положениях, считающихся неопровержимыми. Это мышление схематичное, оторванное от реальности.
Истина же, это Личность! Она отличается от догмы тем, что не может быть застывшей. Её можно ощутить, прикоснуться, с Истиной можно вести диалог. Её можно познавать и углубляться в неё, её можно оспаривать и не принимать. Она не бывает статичной, Истина всегда динамична в отличие от догмы с её застывшими формами. Библия говорит об Истине:
Важно понимать, что не Библия сама по себе является Истиной, иначе она превращается в догму. Библия только свидетельствует нам об Истине. "Истина окрест Тебя". К сожалению, люди превратили и Библию в религиозную догму, требуя безоговорочного принятия, и это называют верой. Однако смысл веры в другом, вера поднимает человека над временем и пространством, над всякими догмами, помогая ему приблизиться к Истине, которая "окрест Бога". Что может быть общего у Истины и догмы? Как Истина, так и догма — обе дефиниции принимаются на веру, и это, казалось бы, объединяет их. Но различие между ними огромное. Вера в личность Христа делает человека свободным. А вера в догму ставит человека перед необходимостью, лишая его свободы, ибо любая необходимость порабощает человека. Внешне вера в Истину и вера в догму кажутся схожими, но внутренне они отличаются друг от друга по своему качеству. Догматическая вера обнаруживает себя внешними параметрами. Вера же в Истину изменяет человека изнутри, делая его свободным. Есть важное условие для человека: чтобы принять Истину верою и жить ею, надобно, чтобы прежде Истина сделала тебя свободным.
Только Истина — Христос, может человека сделать свободным. Вера в догму делает человека рабом, ибо требует от него только умственного принятия и согласия. Религиозная догма накладывает на человека множество обязанностей. Человек лишается своей внутренней свободы, становясь рабом необходимости. Такой образ жизни не может принести удовлетворения человеку. Почему же "верующие" люди, христиане, превращают Истину в догму? Это более соответствует греховной природе человека. Таких примеров множество как в истории, так и в современной жизни. Как же так получается, что Истина вдруг превращается в догму? Апостол Павел предостерегает верующих:
Из этих слов видно, что существует два источника, предлагающие человеку истину:
И далее апостол предостерегает верующих:
Мы видим, что догма рождается в уме надменного человека, оторвавшегося от главы — Христа. Коварство в том, что это делается под маской религии. Но религиозные догмы всегда стоят в оппозиции к Истине. Вот почему, когда пришёл Христос, — воплощённая Истина, надменные фарисеи и книжники противопоставляли Ему свои догмы, и, что удивительно, догмы, основанные на Писании. Простому человеку было трудно в этом разобраться. Но Христос, будучи Истиной, разоблачал всю коварную казуистику и замыслы сатаны, автора всяких догм. Человек, соединённый с Христом, растёт и развивается до "возраста Божия". А надмевающиеся своим умом пытаются проникнуть в истину и для этого создают догмы, которыми они якобы защищают истину, но которые никогда и никому не приносят удовлетворения. Как отличить Истину от догмы? Истина всегда динамична. Догма всегда статична. Это всё равно, что созерцать живой огонь, ощущая его тепло, и смотреть на картину, пусть даже изображённую великим художником, картину огня. Сколько ни смотри на картину с огнём, но тепла от неё не почувствуешь. Догматическое мышление лишено творчества, и потому оно мёртвое. Догматическое мышление рассматривает знание, как нечто застывшее, неизменное, как догмы. Для него характерны авторитарность, схематичность мышления, оторванность от реальности. Творческое мышление познаёт Истину, оно требует создания простора для реализации его возможностей, становления и развития проблемно-рефлексивного сознания и мышления. Творческие люди неудобны для людей с догматическим мышлением. Они всегда остаются в оппозиции. Теперь мы попытаемся объяснить, почему и для чего догматическое мышление превращает Истину в догму. Возьмём для примера Закон, Десять Заповедей, которые считаются неизменными и вечными. Приведём несколько текстов из Писания:
Слово Божие действительно неизменное, вечное, но не вечно застывшее, лишённое всякой динамики, как воспринимает его догматическое мышление, лишённое творчества. Пророк говорит: "закон Твой — истина", а Истина не может быть застывшей, она живая, как и Сам Бог. Догматическое мышление этого не видит, оно отрывает Слово, Закон от Говорящего, как нечто существующее самостоятельно и независимо. Так рождается догматика. Так фарисеи и книжники оторвали Писание, Тору от Говорящего, превратив её в мёртвую догму, букву закона. В этом проблема и современного христианства с его богословскими институтами, которые дополняют Слово своими традициями и преданиями, вытесняющими само Слово. Каждый создаёт свою догматику и строго охраняет её. Но Господь обличает богословов:
Христос напоминает это пророчество Своим слушателям:
Как же сохранить себя от такого извращения Писания? Для этого необходимо прежде всего изменить своё мышление. По природе нам всем свойственно догматическое мышление. Но Господь Своим Словом направляет наше мышление к Истине. Своим учением Он направляет наши мысли к природе, где отсутствует всякий догматизм. Он говорит:
Другими словами, посмотрите на природу вокруг себя, как там всё растёт и развивается? Подумайте, кто одевает таким разнообразием цветы полевые, лесные деревья, сады?.. Посмотрите на птиц небесных? Для чего Господь обращает внимание наше на природу? Чтобы мы увидели, наконец, Того, Кто и как поддерживает жизнь. Природа — это не мёртвая система, в которой все процессы совершаются механически. Это — живой организм, ежемгновенно поддерживаемый Творцом. Если в физическом мире всё так слажено взаимодействует силою Бога, то насколько более Он заботится о тех, кого создал по Своему образу и подобию? И что более удивляет и восхищает творческий ум человека, что Сам Творец снисходит в этот павший, восставший против Него мир, и отдаёт Свою Жизнь за человека, чтобы искупить его из плена греха с его догматическим устройством! Размышляя над этим, апостол Павел воскликнул:
Только так можно изменить своё застывшее догматическое мышление, и получить откровение!!! Итак: может ли Истина стать догмой, а догма быть истиной? Исходя из данного размышления, можно видеть, что догма и Истина — не совместимые друг с другом дефиниции, всегда противоречащие друг другу. И чтобы не попадать под влияние догматического мышления, необходимо в молитве просить Господа:
Да поможет нам Бог! |