Сила суеверия |
![]() |
![]() |
Автор: Людмила Ерохина |
24.11.2009 12:34 |
![]() Мне даже как-то удивительно: каждый день мы узнаем о новых научных открытиях, изобретениях, достижениях. Но люди остаются такими же суеверными, как и раньше: все так же продолжают плевать через левое плечо, стучать по деревяшке и верить в различные приметы. Кто-то предает им большее значение, кто-то меньшее, но суеверие присутствует у всех, независимо от исповедания веры, социального положения, количества дипломов и занимаемой должности. И лишь немногие люди знают о том, какую опасность таят в себе суеверия. Об этом и хотелось бы немного рассказать.
Развелись молодые супруги - это не они виноваты, а високосный год, в который они поженились. Вырос ребенок непослушным, так что с него взять - родился 13 числа в 13 часов дня. А 13 - это ведь страшное число, от сатаны… Люди не желают отвечать за свои поступки, а в сложившихся обстоятельствах всегда ищут виноватого: кто-то побуждает их связывать свои неприятности с какими-то явлениями, предшествующими несчастному событию. Слишком уж велико у человека желание проникнуть в сверхъестественное, велико стремление к провидению будущего, желание видеть связи явлений, реальные или воображаемые.
Такие случаи смерти объясняются суеверным страхом. Эта точка зрения нашла свое подтверждение в наблюдениях за потерпевшими кораблекрушение. В 1912 г. ушел в плавание "Титаник" с 3 т. пассажиров на борту. Столкнувшись с айсбергом, "Титаник" начал тонуть. Первые суда подошли к месту катастрофы через 3ч. после того, как лайнер исчез под водой, но в спасательных шлюпках уже было много умерших от страха и сошедших с ума. Статистика свидетельствует, что на всем земном шаре в мирное время на воде терпят бедствие ежегодно 200 т. человек. Примерно 50 т. из них идет ко дну одновременно с судном, а остальные высаживаются на спасательные средства. Хотя человек может обходиться без воды 10 суток, без пищи - 30 и более, но 90% жертв кораблекрушений, находящихся на шлюпках и плотах, гибнут в первые 3 дня. Французский врач А. Бомбар считает, что, когда корабль тонет, человеку кажется, что вместе с кораблем идет ко дну весь мир, уходит все его мужество и весь его разум. И даже, если он найдет в этот миг спасательную шлюпку, он еще не спасен. "Жертвы легендарных кораблекрушений, - пишет Бомбар, - погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, не голод и не жажда! Раскачиваясь на волнах под крики чаек, вы умерли от страха".
При воздействии угрозы для жизни возникают и реактивные психические заболевания. В состоянии переживания страха мыслительные процессы, как правило, резко ухудшаются, целевые установки становятся крайне нестойкими, воля парализуется, в результате чего у человека возрастает внушаемость и он становится предрасположенным к паническим реакциям. Иллюстрацией могут служить ятрогении (с греч. "врач" и "рождаю") - заболевания, вызванные неосторожным словом врача. В этих случаях у больных нередко отмечается ухудшение настроения, тревога за свое здоровье, появление мыслей о возможной смерти. Так, одна женщина обратилась к молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца (среди лиц с указанным пороком есть всемирно известные спортсмены). Чтобы ободрить пациентку, профессор, шутя, сказал: "Не беспокойтесь о своем сердце - раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе". На следующий день он скоропостижно скончался. Женщина впала в состояние крайнего волнения: "Я должна умереть". Через несколько часов наступила смерть. Шутка сыграла роковую роль. В подобных историях четко прослеживается значение авторитета врача. Чем выше авторитет, тем сильнее внушающее воздействие. Вера в приметы у мистически настроенного человека может привести к аналогичным последствиям. Суеверие для людей играет роль "пустышки". С эффектом "пустышки" врачи сталкиваются постоянно при испытании нового лекарства на больных. Людей с одним заболеванием делят на две группы. Первой дают новый препарат, второй - "плацебо" (пустышку) - нейтральное вещество, имитирующее лекарство. Часть больных, получающих "пустышку", начинает выздоравливать, так же как и больные, получающие настоящее лекарство… Более того, часто проводят опыты, в которых людям из обеих групп дают "пустышки", но одним говорят, что апробируется препарат, усиливающий боль, другим - уменьшающий боль. Потом испытуемым присоединяют электроды, и дают небольшой заряд тока, постепенно его увеличивая. Ученые отмечают, что люди, которые считают, что им дали лекарство, которое усиливает боль, не могут выдержать даже самых маленьких разрядов тока, в то время, как люди, считающие, что им дали обезболивающее выдерживают даже сильные разряды безболезненно. То, что уверенность в смерти на фоне страха сама по себе может привести человека к смерти, говорит и следующий факт. В Баренцевом море в 1942г. было потоплено судно "Халтлбюри". Экипаж высадился на 2 плота и в шлюпку. Они были разбросаны ветром в разные стороны. К первому плоту, подошла подводная лодка, чтобы узнать название потопленного судна и выяснить о его грузе. Получив информацию, немцы сообщили, что до берега всего 3 мили. Моряки, находившиеся на втором плотике и в шлюпке, стали быстро умирать: сначала становились сонными, постепенно теряли сознание, затем стекленели глаза и - наступал конец. Когда через 20ч. шлюпку прибило к берегу, из 20 моряков в живых осталось только 5. На втором плотике из 14 - 4. На первом же плотике, экипажу которого было известно расстояние до берега и курс, не умер ни один человек.
Итак, чтобы человек мог умереть от суеверия, заклинания колдуна, нарушения табу, неосторожно брошенного врачом слова, в экстремальной ситуации и др. подобных обстоятельствах, необходим ряд условий: 1. Человек должен находиться в состоянии страха, быть полностью деморализован. 2. Он должен глубоко уверовать в силу суеверий, магическую силу колдуна и табу, а если говорить об экстремальных условиях - потерять веру в спасение. Смерть от заклинания или табу все же встречается редко и вызывается у людей с особым психическим складом, но, как всякое "чудо", становится достоянием многих, укрепляя веру во всемогущество колдунов, в их магическую силу. Смерть от заклинания, сглаза можно расценить как психогенное убийство, а смерть в экстремальных ситуациях - как самоубийство. Но какой психофизиологический механизм лежит в основе психогенной смерти физически здоровых людей?
Психическое моделирование обстоятельств, ощущений может вызывать патологические физиологические реакции, например, стигмы (изъязвления, кровотечения, отеки и т.д.). К примеру, у людей незадолго до пасхи возникают кровоточащие "раны Иисуса Христа". Они не гноятся и не воспаляются, кровь истекает из них самопроизвольно. Через неделю раны заживают, не оставляя рубцов. Стигмы возникают не только на религиозной основе. Когда М. Горький работал над книгой "Жизнь Матвея Кожемякина", при написании эпизода убийства мужем своей жены ударом ножа в печень, он до того ярко представил описываемую сцену, боль, рану этой женщины, что впал в обморочное состояние, сопровождавшееся появлением стигмы - появилась ярко-багровая полоса в области печени. Здесь ведущую роль играет воображение. О том, что в основе заболевания и даже смерти в критических ситуациях лежит именно "проигрывание" неблагоприятного исхода, говорят и следующие факты. Среди тех, кто сошел с ума или умер, находясь на спасательных средствах после кораблекрушений, не было ни одного ребенка моложе 10лет. Дети не в состоянии оценить ситуацию и "проиграть" в воображении возможный печальный исход. В то же время мы знаем много случаев, когда тяжело больные люди, создавая благоприятную модель исхода своего заболевания, начинали поправляться и выздоравливали. К примеру, прочитайте рассказ О.Генри "Последний лист".
Господь хочет, чтобы мы имели веру, а не суеверие. В первой заповеди Он говорит нам: "Я Господь, Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх.20:2,3). Суеверие, незаметно для нас подменяет веру, вера в Бога заменяется верой в приметы, в людей, в астрологию. В Библии много историй, в которых показано, что Бог осуждает суеверие. К примеру, царь Иудейский Манассия, подражая мерзостям языческих народов: "...и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников" (4Цр.21:6). Он делал это, потому что исходил из суеверия. За грехи и беззакония Манассии, в которых принимал участие и народ, Иудея подверглась грозному наказанию Божию. Манассия был взят в плен ассирийцами и отведен в Вавилон. Но после искренней молитвы к Господу, он был освобожден и перед смертью сделал много добра. Пророк Исаия предрекал гибель народа за нечестие, выражавшегося в том, что люди занимались магией, колдовством и астрологией: "...и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого..." (Ис.19,3-4), "...и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги..." (Ис.42,17). Пророк Иеремия обличает надежды на вымышленных идолов: "Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь или может ли небо само собой подавать ливень?" (Иер.14,22). Он говорит об упорстве израильского народа живущего по суеверным обычаям: "Но они говорят, не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца" (Иер.18,12). Пророк Иезикииль предупреждает, что "...горе сшивающим чародейные мешочки..." (Иез.13,18). Изучая книги Ветхого Завета, убеждаешься, как легко люди соблазняются ложной верой. Еврейский народ всегда тяготел к тому, чтобы принимать обычаи соседних языческих народов. В Библии убедительно показано, что на протяжении всех веков человечество руководствовалось не верой, а суеверием. Евреи были избранным народом, но в большинстве своем они также и не смогли отрешиться от суеверия и укрепиться в вере. В трудных случаях они искали поддержки у соседних народов, но не у Бога. И только тяжелое рабство, испытания возвращали их взор к Небу. Сегодня Господь вынужден допускать в нашей жизни и жизни наших детей страдания, испытания, горе, потому что мы тоже часто служим другим богам. Он взывает к каждому: "...обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше" (Иез.14,6), "чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего" (Еф.4,17). "Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6,16). Давайте не будем колебаться в обетовании Божьем неверием, но будем пребывать твердо в вере, воздавая славу Богу. А также будем этому учить наших детей! |