Поиск по сайту




Главная Слово пастора Статьи Что есть Церковь?
Что есть Церковь? PDF Печать
Автор: Николай Линк   

На протяжении тысячелетий вопрос о Церкви всегда вызывал споры. Для одних Церковь представляется храмом с золотыми куполами и крестами, построенного для сакральных служений и поклонения Богу. Для других Церковь является неким сообществом людей, объединенных едиными догматами и верованиями. Еще другие принимают за Церковь иерархию, возглавляемую особо избранным лицом, получившим преемственность якобы от самого Петра. Кто-то считает Церковью организационную религиозную структуру, созданную для пропагандирования своих понятий, почитаемых за истину. Люди, отстаивающие подобные точки зрения глубоко убеждены, что принадлежат именно к Церкви, основанной Самим Христом!

Но создавал ли Христос что-либо подобное? Евангелие говорит нам: "…и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мтф. 16: 18). Внимательно читая текст, мы видим, что Христос вовсе не создавал ничего перечисленного выше. Но Он создал Церковь, об этом текст говорит определенно, и назвал ее Своей Церковью! Другими словами Его Церковь есть категория не от мира сего, как Он и говорил об этом Сам: "… вы от мира сего, Я не от мира Сего" (Ин. 8: 23). Исходя из этого текста Церковь, никоим образом не может считаться категорией этого мира. Все же выше перечисленное имеет земное происхождение и относится к природному миру, являясь временным. Храмы строились и разрушались, иерархи приходили и уходили, учреждения и организации создавались и исчезали, а Церковь стоит вечно, потому что основана на Христе! Мир материален, а Церковь духовна,она существует независимо от мира, она вечна!

Знаменитый проповедник Евангелия апостол Павел понимал, что Церковь является категорией не от мира сего. Он писал: "И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви. Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Ефес. 1: 22,23). Церковь отождествляется с Телом Господа Иисуса Христа! Как новый глава человеческого рода, Христос, представитель всего человечества, новый Адам, вобрал в Себя все человечество и стал основателем духовного Царства, которое не от мира сего (см. Ин.18: 36). Вот почему Церковь, пребывая в мире, не может использовать принципы и методы этого мира, чтобы приобретать себе последователей. В ее задачу вовсе не входит привлекать себе людей и делать их последователями Христа. Христос, Своей благодатью и любовью привлекает людей, делая их Своими последователями, а Дух Святой интегрирует человека в Тело Христа, где он становиться клеточкой вселенского Тела Христова, членом Церкви! Всякий, являющийся членом этого вселенского Тела Церкви отчетливо сознает свое торжественное положение и право. Апостол Павел говорит об этом: "Но вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов. К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судьи всех Богу, и к духам праведников достигших совершенства" (Евр. 12: 22,23). Соединенный в единое Тело вселенской Церкви человек не чувствует себя одиноким. Он сознает свое высокое положение и преимущество. Ничто в этом мире не может сравниться с полученными им правами и славой небесного мира.

Великое единое Тело вселенской Церкви оживотворяется Духом Святым. Здесь все направлено на осуществление единой воли Творца, "благой, угодной и совершенной" (Рим. 12: 2). Именно об этом учил Христос молиться Своих учеников, "…да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мтф. 6: 10). Молящийся так человек ясно осознает, что воля Божья уже исполнилась в бесконечной вечности, а слова эти только являются для него свидетельством, что настанет час, и воля Божья исполниться во времени. Вот почему сердце верующего человека всегда исполнено мира и уверенности.  Он знает, что "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим. 8: 32). Забывая об этом и увлекаясь жизнью натурального мира, мы можем терять мир и спокойствие. Христос же, как добрый Пастырь так направляет нашу жизнь, чтобы пройдя через определенные опыты, мы могли стать мудрее.

Николай Александрович БердяевХочу привести некоторые высказывания великого русского мыслителя Н.А.Бердяева о Церкви, которые мне очень близки.

"Церковь из вне нельзя вполне увидеть и понять, нельзя вполне рационально определить, сделать проницаемой для понятия. Нужно жить в Церкви. Она постижима лишь в опыте. Она не дана нам с принудительностью, как внешняя реальность. И то, что внешне улавливается как Церковь, то не есть она в своей сокровенной природе. Церковь не есть храм, построенный из камня, не есть духовенство, иерархия, не есть общество верующих или приход, состоящий из людей, не есть учреждение, регулируемое правовыми нормами, хотя все это привходит в бытие Церкви. <….> Церковь не есть видимая вещь, она не принадлежит к миру видимых вещей, она не есть эмпирическая действительность: камни, растения и животные. Церковь есть невидимая вещь, она принадлежит к миру невидимых вещей, обличаемых верою, она сокровенная духовная реальность. Правда, Церковь существует для всех, как внешняя эмпирическая реальность, к ней определяют свое отношение, с ней борются как с реальностью, враги Церкви, в Церковь не верящие. Но совсем в другом смысле признают они Церковь реальностью, чем те, которые в Церковь верят и в ней живут. Но извне, но принудительно, чувственно видны лишь камни, лишь ритуал, лишь учреждения, лишь люди, облаченные в церковный чин. Но подлинная, бытийственная реальность Церкви сокровенна, мистически пребывает за гранями внешних камней Церкви, иерархии, обрядов, соборов и пр. Природа Церкви -  уховная. Церковь принадлежит к миру духовному, а не природному. <…> Церковь постигается мной в опыте, опыт же церковный начинается, когда я преодолеваю узость, замкнутость моего душевного мира, когда я вхожу в единство великого духовного мира, преодолеваю разрыв и разделение, побеждаю время и пространство. Духовный мир и духовный опыт сверхиндивидуальны и сверхпсихичны и потенциально церковны. <…> В опыте религиозно-церковном, во встрече со Христом человек не одинок, не предоставлен своей узости, он со всеми теми, которые когда-либо этот опыт имели, со всем христианским миром, с апостолами, со святыми, с братьями во Христе, с умершими и живущими. К ней также реально принадлежат и все умершие поколения, все они живы в Церкви, со всеми ими есть реальное общение. Это есть существенный признак Церкви. В Церкви, в соборном духе происходит биение единого сердца. В Церкви происходит единое узнавание Христа, встреча всех с одним и тем же Христом и получение от того же Христа единой и единящей силы. Христос в нас и мы во Христе. Мы составляем единый род Христов, новый духовный род человеческий, род нового Адама. И этот новый род Христов обладает умом Христовым, умом иного качества, чем наш ограниченный, душевный человеческий ум. И через ум Христов мы узнаем то, что не могли бы узнать своим умом. В Церкви, в человеке, живущем в Церкви, происходит изменение природы, природа становится духовнее, человек входит в иной порядок бытия. В Церкви, в новом  духовном роде человеческом действует не только ум Христов, но и Христова любовь, и Христова свобода, неведомые миру природному, роду ветхого Адама. Церковь есть порядок любви и свободы, единство любви и свободы. В природном мире свобода и любовь разъединены, свобода не хочет знать единства, она утверждает себя в отъединении, единение же и единство принимают форму принуждения и насилия. Порядок же бытия церковного, его духовный мир не знает принуждения и насилия, не знает свободы, восставшей против единства, против любви. Церковь, выявляясь и воплощаясь в мире природном и историческом, может принимать формы, свойственные этому миру, может заимствовать у него начало принудительное и насилующее. Но не такова ее внутренняя природа, не такова ее сокровенная сущность. Церковь есть мистическое Тело Христова. Принадлежать к Церкви - значит быть членом тела Христова, быть клеткой этого мистического тела, быть органом этого мистического организма. Принадлежа к мистическому телу Христову, мы получаем ум Христов, любовь Христову, свободу Христову, которых не имеем и не знаем в природном мире, в душевной нашей замкнутости" (Н. А. Бердяев,  "Философия свободного духа"). 

Думаю, что любой человек, любящий Господа, не станет отрицать того, что писал Бердяев о Церкви, как о мистическом теле Христовом. Но где же нам найти эту Церковь, чтобы стать ее членом? Для этого нужно искать не Церковь, а искать Христа, главу Церкви, Он сделает ищущего Его членом Своего тела.

В нашем современном мире мы видим пустующие церкви, Разочарованный и отчаявшийся человек не находит в современных церквах того, чего жаждет его душа. Церковные шоу-программы, торжественные ритуалы и обряды, величественные храмы не удовлетворяют духовного голода души человека, да и не могут они этого сделать. Церкви борются друг с другом за право на человека, за обладание властью над ним, совсем не думая о его духовных нуждах. Если бы все эти "Церкви" могли осознать таинственную сущность мистического тела Христова, как мог бы измениться наш страдающий мир!? Какой силой и влиянием могла бы обладать такая Церковь в современном мире! Такая Церковь не может быть пустой, и никакое здание не смогло бы вместить народа, жаждущего стать членами такой Церкви! Как скоро наступило бы Царство Божье, о котором молятся многие верующие "Да приидет Царствие Твое,,," (Мтф. 6: 10)!

Являетесь ли вы членом такой Церкви, членом мистического тела Христова? Если да, то что мешает нам с вами быть едиными во Христе? Если же еще нет единства, то возможно потому, что вы все еще остаетесь членом некой церковной организации, религиозного учреждения, членом прихода, руководствуетесь принципами, диктуемыми вам иерархами. Вы тогда принадлежите к этому природному миру, где отсутствует свобода, во имя единства, и нет единства во имя свободы. Вы можете говорить о свободе, обещать другим свободу "будучи сами рабы тления" (2Петр. 2: 19). 

Подумай об этом, дорогой друг!

 

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: