«О,
бездна богатств и премудрости и ведения Божия!
Как непостижимы судьбы Его
и неисследимы пути Его!»
(Рим. 11: 33)
«То
рассудилось и мне…» – с такой фразы Лука начинает
свое Евангельское повествование о земной жизни и служении Иисуса
Христа (Лк.1: 3). Написанное им Евангелие отличается от двух других
Евангелий, Матфея и Марка, своим особенным литературным построением,
хотя все три Евангелия принято считать синоптическими. Рассказанные
Христом притчи и проповеди, наставления ученикам, обличения фарисеев
и книжников записаны автором в такой форме и стиле, что каждая глава
имеет определенную цель и смысл, заставляя думать читателя. И порой
трудно бывает уяснить смысл и цель автора, собравшего в одну главу
множество различных высказываний и притч Христа, не имеющих, на
первый взгляд, смысловой связи. И когда мы вдруг обнаруживаем единую
мысль, соединяющую приведенные автором сюжеты в одной главе, пред
нами открываются удивительные картины, делающие учение Иисуса Христа
живым и действенным. Множество
комментариев уже написано на шестнадцатую главу Евангелия от Луки,
потому «рассудилось и мне» изложить увиденный смысл,
открывшийся при чтении этой главы Евангелия. Я не буду приводить
здесь текст этого отрывка Писания, надеюсь, что добросовестный
читатель самостоятельно внимательно прочтет его в своей Библии.
Притчи, изложенные автором в этой главе, часто толкуются читателями,
как отдельные сюжеты, никак не связанные между собой. Не говоря уже о
трудностях понимания смысла каждой из притч, а тем более выводы,
помещенные автором в середине главы(!), между двумя притчами, что
вообще заставляет сомневаться в литературном мастерстве автора,
собравшего в одну главу такие разные высказывания.
Примерный план,
составленный на данную главу, выглядит так:
-
Притча о неверном
управителе 1- 9 ст.
-
Уроки из притчи 9-13 ст.
-
Реакция фарисеев 14
ст.
-
Выводы и наставления
фарисеям. (15-18 ст.)
а)
Мера человеческая и мера Божья (15 ст.).
б) Иоанн –
водораздел двух периодов Завета (16 ст.).
в) Слово Божье
объединяют два периода Завета (17 ст.).
г) Смысл
высказывания о разводе и браке в данном месте (18 ст.).
-
Притча о Богаче и нищем
Лазаре (9: 19-31ст.).
-
Общий вывод из всей главы.
-
Заключение (31 ст.).
Размышления
по данному плану поможет нам соединить воедино «сочинение»
автора и увидеть целостную картину, открываемую нам Евангелистом, что
поможет нам извлечь правильные драгоценные уроки для себя из этого
отрывка Писания. Примечательно, что приведенные две притчи имеют
удивительные параллели в своем содержании, что также свидетельствует
о духовном вдохновении автора и единстве всей главы. Это помогает
извлечь уроки, содержащиеся в ней. Вот эти параллели между двумя
притчами этой главы:
Неверный управитель,
расточающий имение своего хозяина, и богач, одевающийся в порфиру и
пиршествующий блистательно. Оба персонажа «прожигают»
имеющееся в их распоряжении богатство, а вместе с тем и свою жизнь.
Отстраняющийся от
управления «распутник» и умерший (отстраненный от жизни)
богач.
Божественный
суд над героями обеих притч.
Раскаявшийся неверный
управитель и нераскаявшийся богач, имевший такую возможность.
Друзья
из небесных обителей (Ангелы), приобретенные неверным управителем в
результате покаяния, и Ангелы, перенесшие нищего Лазаря на лоно
Авраамово.
Неверный управитель, но
раскаявшийся, и потому принятый в небесные обители, и богач, не
имевший нужды в покаянии, оказавшийся в аду.
Благодать Божья, принятая
неверным управителем, и благодать, отвергнутая богачом.
Эти
очевидные параллели в притчах показывают нам, что автор желает помочь
своим читателям сделать правильные выводы из всей главы. Первая
притча, неверный управитель (Лк. 16: 1-9).
Кто же является неверным
управителем?
Все люди являются
управителями Божьими в силу доверенного им распоряжения над своей
жизнью. Жизнь – это подарок Божий каждому человеку, за который
однажды придется дать отчет. Иисус Христос – наш Творец и
Искупитель, и потому «Все мы предстанем на суд Христов» -
говорит нам Священное Писание. (Рим. 14: 10) Первый человек, Адам,
оказался неверным управителем, ввергнув все человечество в пропасть
греха, и в результате, был отстранен от управления, как глава всего
человеческого рода.
Читая другую притчу, о
которой Лука говорит в 20 главе своего Евангелия с 9-16 тексты, о
неверных виноградарях, кому было доверено управление виноградником,
нетрудно сделать вывод, что притча указывает на Иудеев, которые
оказались неверными управителями, лишившиеся своего виноградника.
Такой вывод сделали сами первосвященники и старейшины народа, с
ужасом воскликнув: «Да не будет!» (Лк. 20: 16). Они не
могут более быть управителями Божьего виноградника, так как
отказались отдавать Ему Его плоды. Каждый человек, приходящий в этот
мир является управителем собственности Божьей, которой он сам и
является. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый
оказался верным» - говорит апостол Павел (1Кор. 4: 7). Человек
сам является домом, управление которым доверено ему Богом. Рано или
поздно каждому придется дать отчет в своем управлении.
Притча повествует нам, что
человек, узнав и осознав, что в результате своей неверности он будет
отстранен от управления, задумался: «Что мне делать?» Это
хороший вопрос, когда человек задает его себе самому. К сожалению,
люди всегда больше озабочены тем, что должны делать другие, когда у
них возникают проблемы. В других они видят причины своих бед и
страданий, и потому они готовы изменять обстоятельства: менять
власть, устраивать революции, митинги «во имя своего блага»,
а жизнь вокруг становится все хуже и хуже. Наш же герой притчи
задается вопросом: «что мне делать?» Как было бы
хорошо, если бы каждый человек больше думал о том, как не потерять
драгоценную, Богом дарованную ему, – жизнь! Ведь сколько крови
было пролито на земле во имя своего блага!..
Неверный управитель
вспоминает о должниках своего хозяина, о которых он точно знает, что
они живут в долг, и приглашает их к себе на беседу. Удивительно, но
долг обоих должников оказался стопроцентным! Один должен был 100 мер
пшеницы, а другой 100 мер масла. Это совсем не случайная деталь
притчи! Он просит каждого из них быстро переписать свои расписки о
долге, уменьшая его соответственно перед хозяином, на деле же, желая
самому воспользоваться списанным с них добром. В результате такой
явно нечестной сделки, а точнее, аферы в свою пользу, неверный
управитель еще и заслуживает похвалу от своего господина, что
оказалось, видимо, даже для него совсем неожиданным. И что совершенно
определенно и точно, для каждого читающего эту притчу, такой
«разворот» событий кажется неправедным и лживым, с точки
зрения нашей «праведности», которую всегда люди желают
заслужить своим честным трудом. Однако, вывод, который делает Христос
из этой притчи, еще больше шокирует нас. «И Я говорю вам:
приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда
обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16: 9).
Как же так? То, что делает
неверный управитель, обворовывая своего господина, явно выглядит
нечестно. А Христос учит нас поступать подобным же образом,
«приобретать себе друзей богатством неправедным! Способ,
которым неверный управитель приобрел себе богатство, явно является
неправедным! Но давайте посмотрим на эту притчу другими глазами,
духовными, как советует нам Писание: «…о сем надобно
судить духовно» (1Кор. 2: 14).
Богатство хозяина, которое
он присваивает себе – пшеница и масло, в притче
являются символами духовного богатства. «Я хлеб жизни» -
говорит Христос (Ин. 6: 48). «Истинно, истинно говорю вам: если
пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если
умрет, то принесет много плода» (Ин. 12: 24). Пшеница является
образом Христа в этой притче. Он пришел в этот мир, чтобы все люди
могли иметь хлеб жизни или вечную жизнь. Масло же в притче
символизирует драгоценный елей Духа Святого, Которого Бог даровал,
как Утешителя, пребывающего с нами (см. Захария 4 гл). Дух изливается
в этот мир не мерою (Ин. 3: 34). Эти небесные сокровища мы никогда не
сможем заработать праведным путем, мы получаем их всегда в долг на
сто процентов! Не случайно в притче каждый должник должен сто мер!
Этим Христос хочет показать нам, что человеку никогда не заработать
эти дары благодати Божьей, от которых зависит его спасение и жизнь, и
которыми он призван делиться с другими. Мы можем только «незаконно»
присвоить себе богатство хозяина, потому что действовать законно,
будучи объявленными законом как преступники, мы не можем. Присваивая
себе благодать Божью и делясь ею с нуждающимися, как должники в
притче, мы не уменьшаем свой долг перед Господом, оставаясь и дальше
стопроцентными должниками, однако же, оправданными верою Кровью
Христа! Таков Евангельский вывод из этой притчи.
Уроки
из притчи
Жизнь, подаренная нам
Богом, предназначена не для «материалистских малых дел»,
как замечает поэт А. Блок в своем стихотворении «Два века»,
но для приготовления к вечности. Если же в этой жизни, что названо в
притче «малым», мы проявляем неверность, подобно
неверному управителю, расточающего имение своего господина, или
подобно богатому человеку из другой притчи, то в конце жизни мы
окажемся совсем не там, где думаем оказаться - на «лоне
Авраамовом». Проявляя неверность, используя только для этой
жизни незаслуженную нами благодать или «неправедное богатство»,
как это названо в притче, употребляя ее только для того, чтобы
наслаждаться этой жизнью, мы, в конце концов, окажемся там, где
оказался богач из второй притчи. Жизнь, подаренная каждому человеку
Богом, принадлежит не ему, она - «чужая» (12 ст), поэтому
Бог ожидает нашей верности по отношению к бесценному дару жизни.
Вывод,
который делает Христос, звучит так: «Никакой слуга не может
служить двум Господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого
любить; или одному станет усердствовать, а другому нерадеть. Не
можете служить Богу и мамоне» (13 ст.). Живя только интересами
этой материальной жизни, подобно богачу «пиршествующему
блистательно», мы тем самым подвизаемся служению Мамоне и
«разводимся» с Богом. С Богом такое «служение»
никак не совмещается. Кого-то из двух нужно возненавидеть, либо
Мамону, либо Бога. Человек, реально осознавший, что рано или поздно
он будет «отстранен от управления», позаботится о том,
чтобы приобрести себе небесных друзей, способных принять его в вечные
обители. Кто эти друзья? Ответ мы находим во второй притче. Этими
друзьями являются Ангелы Божьи, бережно «перенесшие»
умершего Лазаря на лоно Авраамово.
Фарисеи же ничего не поняли
из этой притчи. Евангелист говорит: «Слышавшие все это и
фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (14
ст.). Что же смешного было в словах Христа? Может быть, их рассмешил
сюжет с наглым обманом господина неверным управителем? Нам известно
из этой главы, что они «выказывали себя праведниками перед
людьми». Их представление о праведности было абсолютно другим,
чем рассказывалось в притче.
Скажу
честно, когда я впервые прочитал эту притчу и задумался над ней, я
тоже рассмеялся! Рассмеялся, потому что увидел только то, что Христос
оправдывает мошенника! Свои взгляды на праведность я ставил выше тех
принципов, которые открываются этой притчей; подобное мнение
возникает только потому, что мы, как и фарисеи не понимаем вообще
принципа праведности Божьей, открываемой Евангелием, и того, как Бог
оправдывает грешника. Данная притча всегда будет удивлять и
озадачивать всякого, кто привык спасение зарабатывать своими добрыми
делами. Но притча показывает нам, что оправдание и спасение можно
получить только «неправедным» путем, то есть, присваивая
себе то, что тебе не принадлежит по праву и заработать невозможно.
Выводы
и наставления фарисеям.
Мера
человеческая и мера Божья
Смеявшиеся над Христом
фарисеи абсолютно не понимали смысла имеющегося у них Священного
Писания, Торы. Их представления о Боге и праведности были искажены
настолько, что читаемое ими Писание служило им во вред, еще более
ожесточая их сердца в неверии. Они так увлечены были внешними формами
своей религии, что не придавали никакого значения своему внутреннему
состоянию. Внешняя религия их сделала абсолютно слепыми, не
чувствующими своей нужды в покаянии. То, что было дано им Богом для
обнаружения своей внутренней нечистоты, стало для них средством
внешней праведности, которой они гордились друг перед другом. Поняв
силу и смысл Евангелия, будучи таким же фарисеем в прошлом, апостол
Павел пишет: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу,
дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под
руководством детоводителя» (Гал. 3: 24,25). Павел, подобно
этому неверному управителю из притчи, вовремя использовал богатства
господина, присвоив себе то, что не принадлежало ему по праву. И в
этом была его догадливость и мудрость, в отличие от своих
соотечественников. Что мешало Иудейскому народу в целом принять
Христа, так это то, что они «выказывали себя праведными»
перед людьми. Но у Бога другая мера и другой принцип оправдания
грешника. И если человек не поймет Евангельского принципа оправдания,
тогда он при всем своем богатстве, своих достоинствах и заслугах
рискует оказаться в аду.
Иоанн
– водораздел двух заветов
Имея в распоряжении Закон и
пророки, свидетельствующие о времени пришествия Мессии, Иудеи в целом
не узнали о наступлении для них Царствия Божьего, поскольку не
знакомы были с Его силой. Сила Духа Божьего постоянно сопровождала
Израильский народ в период их странствования по пустыне. Пророк
говорит: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел Лица
Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их,
взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили
Святого Духа; потому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против
них. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел
Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя» (Ис. 63:
9,10,14). Такова прошлая история Израиля. На кануне же первого
пришествия Мессии Сила Божья была особенно явлена им через Иоанна
Крестителя, не признававшего авторитета Синедриона и призывающего их
к покаянию. Начиная от Иоанна, исполненного Духом еще в утробе
матери, еврейский народ был свидетелем действия необычайной силы
Божьей. Этой силой Духа они могли воспользоваться, однако снова
постоянно противились ей. Отвергнув силу Духа, они закрыли для себя
доступ в Царствие Божье.
Именно Иоанн Креститель
является водоразделом двух Заветов, Ветхого и Нового. Вся проповедь
Иоанна направляла внимание слушателей на внутреннюю сущность естества
человека: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте
говорить в себе: ‘отец у нас Авраам’, ибо говорю вам, Бог
может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3: 8). В
целом Иудеи так и не воспользовались представленной им благодатью,
оказавшись недостойными Нового Завета.
Неизменность
Слова
К великому сожалению, Слово
Бога, данное их Отцам, исполнилось, но не для них и не в них. Своим
неверием Слову они сделали себя недостойными великих благословений и
не приобрели себе друзей в вечных обителях. Именно Слово Божье,
воплощенное во Христе, было отвергнуто ими. Иудеи не пожелали
воспользоваться «богатствами неправедными», а постоянно
усиливались поставить собственную праведность. Апостол Павел
замечает: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности,
получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона
праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что
искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень
преткновения» (Рим. 9: 30-32). Неверный управитель в притче
символизирует язычников, о которых говорит здесь апостол. Они приняли
незаслуженную милость господина, получив оправдание. Иудеи же,
считавшие себя праведными и богатыми, отвергли благодать Божью,
распяв ее.
Христос подчеркивает, что
слово Торы до самой малейшей черты не прейдет, «скорее небо и
земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет». Смысл
этого остается неведомым для тех, кто пытается заслужить прощение и
оправдание своими заслугами.
О
разводе и браке.
Смысл данного стиха в
контексте этой главы остается загадочным для тех, кто не понимает
духовного значения и смысла рассказанных притч. Именно этот стих,
восемнадцатый, используемый Лукой в своем «сочинении»,
подтверждает вышесказанное Христом о неизменности слова Божьего.
Когда человек перестает слушать слово Божье, которое всегда очень
конкретно и определенно звучит для него, и когда он подменяет его
человеческими измышлениями и комментариями, он совершает
прелюбодеяние. Адам, ослушавшись ясного слова Бога, совершил
прелюбодеяние с врагом Бога. Он изменил Богу и оказался во власти
дьявола. Подобное прелюбодеяние постоянно совершал Израильский народ
за свою историю. Пророк Иеремия говорит: «И после того, как она
все это делала, Я говорил: возвратитесь ко Мне. Но она не
возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. И Я видел,
что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля,
Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея,
не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством
она осквернила землю и прелюбодействовала с камнем и деревом. (Иер.
3: 6-8) Разумеется, что прелюбодеяние с камнем и деревом не является
буквальным, а имеет духовный смысл. Камень и дерево указывают на
материальный мир, который человек постоянно предпочитает Богу.
Человек постоянно
«разводится» с Богом и совершает прелюбодеяние, когда
перестает слушать слово Божье, и предпочитает Ему какие-то
человеческие союзы и организации, какими бы они ни были. Во Христе
Бог вновь сочетался с человечеством и теперь ожидает от него
верности. «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь,
потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по
два из племени, и приведу вас на Сион» (Иер. 3: 14). Союз,
который Бог заключил с человечеством во Христе, является вечным
союзом! «Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей и
восстановлю с тобою вечный союз» (Иез. 16: 60). «Не будут
уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут
более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое
благоволение к нему», а землю твою – «замужнею»,
ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша
сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених
радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис.
62: 4,5).
Духовное
прелюбодеяние, совершаемое людьми по отношению к Богу, более тяжкое,
нежели физическое прелюбодеяние мужчин и женщин. Духовный блуд ведет
к разводу с Богом, что грозит человеку вечной гибелью. О блуде очень
много пишет апостол Павел в своих посланиях, показывая нам, что мы
оскорбляем Бога. «Чтобы не было между вами какого блудника, или
нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего
первородства» (Евр. 12: 16). Поступок нечестивца Исава,
отказавшегося от преимуществ первенства, что символизировало собой
небесные ценности и богатства, показывает нам все последствия греха
духовного прелюбодеяния. Миллионы людей сегодня, подобно Исаву,
предпочитают земное небесному. В этом их трагедия. Когда человек
предпочитает материальный мир с его богатствами, и на это
растрачивает свою жизнь, он совершает прелюбодеяние, за которое ему
придется понести наказание, подобно богачу, попавшему в ад.
Притча
о богаче и Лазаре. (Лк. 16: 19-31)
К сожалению, тривиальный
урок, который извлекают христиане из данной притчи, таков, что есть
ад и рай, куда души попадают после смерти. На этом построены
католическая, православная и протестантские доктрины о состоянии
человека после смерти. Такое понимание помогает держать в страхе
миллионы людей и управлять ими по своему желанию, заставляя их
выполнять предписания церкви, чтобы избежать ада. Церковь получает
неплохой доход от такой доктрины, а люди успокаивают свою совесть,
уверенные в том, что в ад не попадут. Об этом ли думал автор, когда
писал эту притчу?
В своем «сочинении»
Лука показывает, что Христос адресует эту притчу богатым фарисеям,
которые смеялись над Ним после того, как услышали притчу о богатом
управителе. Они так и не поняли уроков Христа. В желании вразумить
их, Он рассказывает им еще одну притчу о богаче и нищем Лазаре.
Фарисеи и книжники вместе со священниками и старейшинами делили
общество на богатых и бедных. Себя они считали богатыми,
благословенными Богом, а нищими, такими как Лазарь, пренебрегали, как
людьми, находящимися под проклятием Божьим. Отсюда и такое
пренебрежительное отношение к нищим, которых они учили только тому,
чтобы они свои последние лепты приносили в храм (см. Лк. 20: 46,47).
И вот Христос рассказывает
им притчу, в которой показывает будущую участь, как богатого, так и
бедного. Можно себе представить их реакцию на такой поворот событий.
Услышав о таком финале, книжникам и фарисеям было уже не до смеха.
Они, почувствовав себя униженными, ожесточились.
Посмотрим на духовный урок
из этой притчи. Ибо «все Писание богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления, для наставления в
праведности» (2Тим. 3: 16). Будучи людьми духовными, мы
постараемся извлечь из нее духовный урок.
Богатый
человек в притче напоминает мне тех «верующих», которых
Христос характеризует в книге «Откровения», как Лаодикия
(см. Откр. 3: 14- 17). Лаодикия - богата, подобно богачу, и ни в чем
не имеет нужды. Она так же, как и богатый человек «одевается»
в порфиру и виссон своей праведности, пиршествуя на своих
богослужениях, и радуется жизни. Как сказал еще пророк Исаия: «И
цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела
Господа они не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис.
5: 12). Пышные богослужения и празднества, которые проводит Лаодикия
всех мастей и названий, вовсе не предназначены для «нищего
Лазаря», лежащего у ворот в струпьях, и ожидающего падающую
крошку со стола богача. Богачу нет времени думать еще и о нищем
Лазаре у ворот. У богатея есть специальные программы богослужений,
евангелизаций и социального служения. Богач наслаждается общением
своих друзей и радуется жизни. Он радуется своему богатству,
существованию, абсолютно уверенный в том, что его благословил Сам
Бог, и он этого заслужил. Подобно ему Лаодикия думает, что Бог
особенно приближен к ней, потому то она и достигла больших успехов и
разбогатела.
Богатая Лаодикия не думает
о духовно нищих, о приходящих на богослужение «Лазарях»,
израненных грехом, и желающих напитать свою голодную душу хотя бы
крошкой. Но, увы! Псы только зализывают их раны. Многие люди, как
приходят со своей болью в собрание, так и уходят, не получая от
богослужений даже крошки для своей израненной души. От них ожидается
одно, чтобы они отдавали свои последние лепты, как бедная вдова на
содержание храма, за что они и смогут только рассчитывать на
зализывание псами своих ран! «Ну, кто виноват, что ты нищий,
сам виноват, вот и терпи, смиряйся перед Богом! А батюшку – Сам
Бог благословил, потому он на Мерседесе и ездит» – такова
логика богатых во все века.
Образы
нищего Лазаря, лежащего у ворот в струпьях, и псов, лижущих его раны,
достойны большего нашего внимания, поскольку мы находим эти образы
еще в пророчествах Исаии. Посмотрите: «Увы, народ грешный,
народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!
Оставили Господа, Презрели Святого Израилева, – повернулись
назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в
язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у
него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не
обвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1: 4 – 6). Так
пророк рисует нам образ грешника, которого мы легко узнаем в
персонаже нищего Лазаря из притчи, рассказанной Христом фарисеям.
Человек, израненный язвами, пятнами проказы, гноящимися ранами –
это все греховное человечество, изображенное Христом в нищем Лазаре,
лежащим у ворот богача, которого временами лижут проходящие мимо псы.
А кого могут представлять
псы, лижущие его раны? Об этом читаем далее у пророка: «Стражи
их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять,
бредящие лежа, любящие спать. Это псы, жадные душою, не
знающие сытости; это пастыри бессмысленные; все смотрят на
свою дорогу, каждый до последнего – на свою корысть» (Ис.
56: 10 – 11). Мы замечаем, что сам же пророк Исаия объясняет
нам, что псами являются пастыри Израиля, абсолютно безразличные к
состоянию обремененных грехом людей, и заинтересованных только в
своей корысти. Апостол Павел также называет псами тех, кто озабочен
только исполнением внешней формы религии и совсем не тяготится
греховным состоянием души человека. Но таких служителей нужно просто
остерегаться. «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей,
берегитесь обрезания» (Фил. 3: 2). Конечно, нищий Лазарь уже не
боялся этих псов. Возможно, ему становилось легче, когда проходящий
пес лизал зудящую у него рану, но это не исцеляло его. К сожалению,
многие современные грешники, идущие в церковь, и, ищущие исцеления
своих душевных ран от греха, удовлетворяются лишь «лизанием
псов» и забывают о своей боли. В этом трагедия современного
христианства. Этого же нужно бояться, потому что человек, свыкаясь
со своими проблемами, удовлетворяется лизанием пастырей, а значит и
не видит больше своей проблемы.
Притча, рассказанная
Христом, и свидетельство Верного Свидетеля в Откровении показывают
нам, что у Бога другие измерения. Богатая Лаодикия – нища в Его
глазах, а бедный Лазарь – богат, у него есть друзья в небесных
обителях! Богач из притчи слишком поздно понял, что жил неправильно,
когда ничего уже изменить было невозможно. Испытывая муки ада, он
просит милости у Авраама, напомнившего ему, что в своей прошлой жизни
он был достаточно окружен милостью. Он имел множество возможностей и
был окружен благодатью, которой не желал делиться с нищим Лазарем. И
в этом его трагедия!
Примечательна
в этой притче еще одна деталь, что имя богатого человека даже не
упоминается. Хотя при жизни его почитали за его богатство и называли
по имени и отчеству. Но Лука не говорит о нем, как о человеке с
именем, в притче он остается безымянным. А вот нищий назван по имени,
все мы знаем, что это Лазарь. Потому что Бог знает Своих по имени
(Ис. 43: 1)! Все имена Божьих друзей вписаны в книгу жизни у Агнца
(Откр. 21: 27). Богатый человек, высоко почитаемый в земной жизни,
остался без друзей из небесных обителей. «Что высоко у людей,
то мерзость перед Богом» (Лк. 16: 15). Нищий Лазарь оказался
победителем, имя которого было записано в книгу жизни (Откр. 3: 5).
Имя же богача было изглажено из книги жизни, и потому мы не знаем
даже его имени. Богатому никто уже помочь не мог, он упустил свою
возможность навеки.
Общий
вывод из всей главы.
Обе притчи содержат одни и
те же уроки для нас. Мы все перед Богом должники и однажды Он
потребует от нас отчета в управлении своей жизнью. В первой притче
слово Божье донесло до сознания неверного управителя истину об отчете
за свою жизнь, и он поверил слову и поспешил воспользоваться
благодатью Божьей, присваивая себе заслуги Христовой праведности,
символизируемые в притче пшеницей и маслом. И в этом была его вера и
мудрость!
Богач же из второй притчи,
имея те же возможности, зная слово Божье, имевшееся у него,
использовал эти преимущества только для того, чтобы одеваться в
порфиру своей праведности и святости, и пиршествовал с друзьями
своими, пренебрегая нуждами нищего Лазаря, которому отводилось лишь
лизание псов. В этом его неверие и безумие.
До
определенного времени в земной жизни, между неверным управителем и
наслаждающимся своим богатством, не видно ни какой разницы. Разницу
мы замечаем только после их смерти. Богач попадает в ад, а догадливый
неверный управитель приобретает себе друзей в вечных обителях за счет
неправедного богатства. Хватит ли у нас ума так поступить, как этот
неверный управитель? Это будет зависеть от осознания нами своей
проблемы. Мы все – стопроцентные должники пред Богом!
Заключение.
Не в чуде нуждаются
современные люди сегодня, а в том, чтобы научиться слушать Моисея и
пророков, которые все еще свидетельствуют нам об Иисусе Христе!
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в
Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел
от смерти в жизнь. Вполне вероятно, что богатый человек из притчи
являлся уважаемым членом религиозной общины, считает себя избранным и
благословенным Богом. Но, увы! Его положение так и не помогло ему на
суде Божьем. Исследуйте Писание, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь
вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 24, 39).
Воспользуемся же Словом Божьим и приобретем себе друзей из вечных
обителей богатством неправедным!
г. Санкт-Петербург,
1 ноября 2011 г.
|