Поиск по сайту




Жизнь веры PDF Печать
Автор: Николай Линк   
Иисус, отвечая, говорит им:
имейте веру Божию,
ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей:
поднимись и ввергнись в море,
и не усомнится в сердце своем,
но поверит, что сбудется по словам его,
- будет ему, что ни скажет
Евангелие от Марка .11: 22,23

Акт веры - это акт конечного существа,
которое захвачено бесконечным
и обращено к нему
Паул Тиллих


За последнее время я получаю множество сообщений от интернет-сообществ самого разного характера. Одни с благодарностью за то, что прослушанная проповедь или прочитанный материал вдохновили и укрепили в христианской жизни, помогли утвердиться в вере. И это, конечно, лучшее свидетельство того, что "Слово Божье живо и действенно", что меня радует и ободряет.

Однако не могу сказать и про сообщения другого содержания, где авторы гневно осуждают и выражают недовольство, обвиняя меня в различных ересях, требуя отчета перед ними и объяснения за свои слова и действия. Одним из таких гневных выпадов за последнее время явилось обвинение меня в связи с масонством, что оказалось для меня неожиданной новостью, дескать, моя жестикуляция во время проповеди явно свидетельствует об этом, и неоднократно ими была замечена демонстрация подобных символов.

Что можно сказать на это? Удивляет состояние тех, кто, слушая мои проповеди, делает свои выводы по поводу таинственных масонских знаков, и больше ничего другого не видит и не слышит! Конечно, я не желаю игнорировать таких немощных в вере, поскольку слово Божие учит нас: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях" (Рим. 14:1). А Христос строго предупреждает: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море" (Мк.9:42). Потому, чтобы не оказаться с камнем на шее, хотелось бы последовать совету апостола Павла: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2Кор. 13: 5). Именно это мне и хотелось бы сделать ради моих оппонентов, не имеющих веры, и явно пытающихся поколебать веру других. Пусть и они испытают себя и свою веру. Вера ли движет ими, когда они предъявляют мне подобные обвинения, или же простое суеверие. Искренне желаю помочь им взглянуть на этот вопрос с другой стороны. Это и будет темой моего исследования.

Вера и суеверие

Любые поступки, совершаемые человеком, продиктованы либо верой, либо суеверием. Человек может этого просто не замечать и делать что-либо, не придавая этому особого значения, но мотивация обязательно присутствует во всех поступках. Слово Божие советует нам придавать значение мотивации наших поступков, когда предлагает нам "испытывать себя, в вере ли мы". Нет необходимости доказывать, что "вера" многих христиан - всего лишь обычное суеверие. Не случайно пророки призывали народ Божий не поступать подобно окружавшим их языческим народам. Вот что мы читаем в Священном Писании:

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10:2).

"Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!" (Ис.8: 11-13).

Языческие народы придавали особое значение внешним явлениям, и происходящим знамениям в природе, и свою жизнь строили с учетом данных явлений. Суеверие всегда ориентировано на внешнее. Служение своим богам для них становилось долгом и необходимостью, продиктованной внешними обстоятельствами. Совершение религиозных ритуалов и принесение жертв было рассчитано на то, чтобы умилостивить своих богов и взамен получить от них благословения. Это не имеет ничего общего с верой, исходящей из сердца, стремящейся, по выражению Тиллиха к Предельному1 для духовного общения с Ним. Упомянутая цитата в качестве эпиграфа говорит, что акт веры - это акт конечного существа, которое захвачено Бесконечным и обращено к Нему. Бог Ветхого Завета - есть Бог откровения, желающий, чтобы мы не придавали никакого значения внешнему миру и происходящим в нем знамениям, а чтили бы единственно Его в своей жизни и благоговели перед Ним! К великому сожалению, такая вера - это редкое явление, особенно сегодня, когда люди полностью увлечены материальным миром, ставя его в основу даже своей религии. Их религия - это не более того, чем средство получения больших материальных благ.

Когда в жизни что-то начинает тревожить, расстраивать тебя, влиять на твое настроение, приводить к конфликту с окружающими, выводить из себя (все это можно выразить одним современным сленгом: "достало"), это свидетельство того, что у меня отсутствует вера. Именно вера помогает сохранять внутренний покой, и тогда внешние раздражители теряют свое влияние. Если мотивацией моих поступков и отношений с окружающими является вера, тогда ничто внешнее не будет меня расстраивать.

Евангелие свидетельствует нам о том, что в жизни Христа, живущего на земле, в сердце всегда присутствовал мир, утвержденный на ВЕРЕ. Ничто не могло выводить Его из Себя и лишать Его внутреннего мира. Ни голод, ни бедность, ни отношения окружающих, ни ненависть со стороны священников и раввинов, ни предательство близких, ни открытое злословие и ненависть, которые Он встречал, не могли разрушить Его внутренний мир! Именно этим объясняется Его абсолютное спокойствие и сон в лодке, во время грозного шторма, когда ученики Его от страха и ужаса были на грани отчаяния за свою жизнь. В Его жизни мы наблюдаем явное исполнение знаменитого обетования: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения" (Пс. 118: 165).

Внутреннее и внешнее

Любой человек имеет дело, как с внутренним миром, так и с внешним, но но внешний мир всегда основывается на внутреннем. Другими словами, внешние поступки мотивированы внутренними побуждениями. Христос говорил об этом так: "Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф.12: 34-35). Здесь мы явно видим, что все, что мы говорим, исходит из сердца. И у кого эта сокровищница добрая, тот и будет выносить на свет доброе из нее.

Если внутренний мир основан на вере, человека невозможно поколебать, и тогда раздражители внешнего мира не становятся определяющими для него. Если же внутренний мир зависит от внешнего, то это явное свидетельство отсутствия веры. Часто можно слышать, как люди говорят: "У меня просто нет настроения". Но почему его нет? О чем это свидетельствует? Стоит взглянуть в себя глубже и тогда обнаружится, что на мое настроение повлияла погода, потому что я собрался идти гулять, но пошел дождь. Или я собрался заняться любимым делом, а тут пришел сосед с просьбой о помощи. Либо я собрался поехать в отпуск, а на работе зарплату задержали. Во всех этих случаях мы можем терять настроение, что является явным свидетельством того, что внешние факторы определяют мое настроение и влияют на мой внутренний мир. А реагирую я на это потому, что у меня нет твердого основания, нет веры. Вера просто отсутствует!

Но природа не терпит пустоты! Отсутствие веры подменяется суеверием, и тогда человек уже не так остро чувствует пустоту внутри себя. Ему хорошо и прекрасно, он доволен жизнью и улыбается, но все это обманчиво и продолжается только до очередного кризиса. И когда вновь обстоятельства изменятся, и наступает новый кризис в личной жизни, настроение снова меняется, и мы обнаруживаем себя опять у разбитого корыта.

Человек, руководствующийся верой, начинает искать причину в себе, в своем внутреннем мире, чтобы привести его в согласие с Божественной правдой. Если же человек руководствуется суеверием, то он начинает борьбу с обстоятельствами, чтобы изменить их, подчинить себе, привести их в соответствие со своим пониманием, своей правдой. Это называется борьбой с ветряными мельницами. Она требует огромных усилий от человека, но к результату не приводит никогда и никого.

Сколько славных бойцов полегло на жизненном поле брани вследствие такого безумного сражения! Об одном из таких бойцов мы читаем в Библии. Это был царь Саул. Помазанный Самуилом на царство над Израилем по повелению Бога, неоднократно испытывавший на себе влияние Святого Духа, имея прекрасные обетования, он так и не утвердился в своей жизни на вере. Она не стала якорем в его жизни, внутренним мотивом его поступков и действий. История его жизни явно свидетельствует о том, что Саул руководствовался суеверием. Он считал, что Богу нужны жертвы, и, не дождавшись прихода Самуила, он сам совершает жертвоприношение Богу. Он не сознает того, что Богу не жертвы нужны, Ему нужно послушание данному Им слову. Внешние обстоятельства очень раздражали Саула. Будучи человеком с обостренным чувством самолюбия, он легко раздражался по всякому поводу. Это видно из того, когда женщины Израильские после победы над филистимлянами стали петь в хороводах: "Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч!" (см. 1Цар. 18: 7). Он очень огорчился тем, что кому-то оказали большую честь, чем ему, и кто-то оказался выше его. Такое обстоятельство просто вывело Саула из себя, и он решил устранить внешние причины, чтобы восстановить свое пошатнувшееся внутреннее равновесие. К этому человека всегда толкает именно суеверие.

Вера же помогает глубже взглянуть в себя и устранить внутренние неполадки своей души, привести ее в соответствие с Божественным законом любви. И для этого Бог предназначил нам силу! "Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!" (Пс. 67: 29). Это есть сила Божьей благодати! Именно об этом свидетельствует нам апостол Павел, испытавший на себе эту силу: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4: 13).

Царь Давид, в отличие от Саула, хорошо понимал это, и всегда ориентировал себя на борьбу с внутренним врагом. Посмотрите на его молитвы:

"Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения" (Пс. 18: 13,14).

"Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]" (Пс.50: 7,8).

" Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего" (Пс. 85: 11).

"Душа моя истаивает от скорби: укрепи меня по слову Твоему" (Пс. 118: 28).

"Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118: 18).

"Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день" (Пс. 24: 5).

Можно привести еще множество подобных текстов, показывающих, что Давид прекрасно сознавал, что только Бог может утвердить его во внутреннем мире, что только Он может изменить направление мыслей сердца. Давид не пытался изменить внешние обстоятельства, он понимал, что это не имеет смысла. Вот почему Бог возлюбил Давида, и он стал прообразом Христа. Внешних раздражителей в его жизни было намного больше, чем у Саула, но он с ними не боролся, понимая всю бессмысленность этой борьбы. Он полагался на Бога, твердо веря в свое помазание и избрание. И это сделало его великим царем здесь на земле, и возлюбленным Господом, другом Божьим.

Суеверие в религиозной жизни

Страшной властью в религиозной жизни обладает суеверие. Оно толкает человека на борьбу с внешним врагом, на борьбу с теми, кто иным образом мыслит и иначе выражает свою веру. Такими трагическими примерами исполнена христианская история. Апостолу Павлу больше всех приходилось вести борьбу с людьми, исполненными суеверия. В его служении постоянно возникали конфликты с теми, кто по иному исповедовал свою религию, более обращая внимание на форму и букву закона. В послании к Римлянам он пишет:

"Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (7: 6).

Павел понимал, что Бог ожидает нашего служения в обновлении духа. Являясь ревностным представителем фарисейского подхода в прошлом, он хорошо сознавал всю власть закона над человеком. Получив откровение, и осознав бессмысленность такой религии, он желает служить Богу в обновлении духа. Теперь Он говорит: "Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим..." (Рим. 1: 9). Он не хочет больше служить Богу по букве. Богу не это нужно от нас. Однако как сильна власть суеверия в сердце, находящегося во власти сатаны, ослепляющего его!

Человеку с материалистическим пониманием Бога бывает трудно, когда изменяется привычная для него форма или внешние нормы. Такой человек, ориентированный на внешнюю букву закона, не может допустить, чтобы произошло малейшее отклонение от буквы. Но Павел своей проповедью все это отвергает, как ненужное, как сор. Обретя веру, он смело говорит:

"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Фил. 3: 7,8).

Кто из нас осмелился бы так сказать? Кто из нас готов выбросить на свалку свои прежние взгляды и ценности, основанные на суеверии? Это возможно только тому, чье сердце было озарено светом Божественной правды! Вера изменила всю жизнь апостола Павла. И эту веру, направляющую личность к Христу, он теперь проповедует. Действующая Божья благодать совершает изменения внутри личности. Суеверие же всегда пытается изменить внешние обстоятельства, произвести внешние реформы. С таким пониманием внешней формы религии апостолу приходилось много бороться. Павел очень умело использует обстоятельства, чтобы направить мысли своих слушателей внутрь себя. Давайте посмотрим, как тонко он использует внешние обстоятельства, возникшие в Коринфской церкви, где существовали определенные проблемы с моральным поведением некоторых членов, чтобы направить их внимание внутрь себя. Прочитаем этот момент:

"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас" (1Кор. 5: 10-13).

На первый взгляд все понятно. Звучит очень определенно и категорично. Если в церкви появляются люди, нарушающие определенные моральные нормы, их нужно изолировать. Именно так и поступают сегодня многие служители в церквах, ссылаясь при этом на повеление апостола. Мотив на лицо: Церковь нужно сохранить от разложения!

Но посмотрите на дальнейшее размышление Павла, он ставит вопрос, как бы себе: "Ибо что мне судить и внешних?" К чему он это говорит? Что он хочет сказать этим? Он хочет обратить внимание тех, кто так озабочен внешним порядком в Церкви на внутренний мотив своей души. И при этом продолжает: "Не внутренних ли вы судите?" Обратите внимание, что все это он говорит в виде вопроса, приглашая их подумать и ответить себе самим. Если вы судите внутренних, то есть членов Церкви, то не плохо было бы вначале судить самого себя, свою внутренность! Что там у меня самого заложено глубоко внутри? Какие мотивы движут мной? И далее он направляет их внимание на Бога: "Внешних же судит Бог!". Главное, чтобы у меня внутри все было в соответствии с Божьим законом праведности, потому что мне самому придется предстать пред судом Божьим. И, посмотрите на его окончательный вывод, который он делает: "Итак, извергните развращенного из среды вас". Английский перевод этого текста звучит следующим образом: "Put away from yourselves the evil person", буквально - "извергните из самих себя плохую личность". Эта плохая личность находится внутри каждого из нас. И прежде, чем очищать Церковь от находящихся там недостойных людей, загляните внутрь себя, и извергните плохую личность из самого себя.

Здесь четко прослеживается два фактора - внутренний и внешний. Для сохранения чистоты Церкви часто используется только внешний фактор, и люди забывают о том, что это исключительно прерогатива Бога! Если мы будем применять принцип внутренней чистоты к себе, испытывать свои мотивы, свои побуждения, то многое поменяется вокруг нас, мы просто перестанем замечать "сучки" в глазу наших ближних и займемся, наконец, своими "бревнами". Силою благодати Божьей мы изгоним эту плохую личность из себя, и тогда только мы будем в состоянии помочь другим.

Человек суеверный будет поступать наоборот. Он будет пытаться создавать идеальное общество, за которым ему самому будет удобней прятать свои недостатки, вместо того, чтобы создавать идеальную личность внутри себя. Посмотрите, как эта прекрасная истина раскрывается в ветхозаветном служении Святилища. Было бы не плохо прочитать всю восьмую главу книги Левит. Она очень подробно повествует процедуру посвящения Аарона и его сыновей на священническое служение. Обратите внимание на строгую последовательность этого посвящения и торжественность каждой детали этого посвящения. Как все глубоко символично и исполнено глубокого смысла! Какой чистой должна быть наша духовная жизнь пред Господом как его священников на этой земле! Я не буду комментировать все детали этого посвящения, но одно все же хочу отметить. Прочитаем:

"И привел [Моисей] тельца для жертвы за грех, и Аарон и сыны его возложили руки свои на голову тельца за грех; и заколол его [Моисей] и взял крови, и перстом своим возложил на роги жертвенника со всех сторон, и очистил жертвенник, а остальную кровь вылил к подножию жертвенника, и освятил его, чтобы сделать его чистым. И взял [Моисей] весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени, и обе почки и тук их, и сжег Моисей на жертвеннике; а тельца и кожу его, и мясо его, и нечистоту его сжег на огне вне стана, как повелел Господь Моисею" (Лев. 8: 14-17).

Кратко отметим - прежде чем принести эту жертву, Моисей омывает Аарона и его сыновей водою (6 ст). Затем облекает их в священнические одежды (7-9 ст), после этого берет елей для помазания и мажет скинию, жертвенник и все принадлежности (10-11 ст). И только потом уже выливает елей на голову Аарона (12 ст.), и то же самое делает с его сыновьями. И только потом (!), после всей этой церемонии, он приводит тельца в жертву за грех, на голову которого они возлагают свои руки, в знак исповедания своих грехов. Теперь посмотрите на детали, связанные с этой жертвой. Весь тук, который на внутренностях, и сальник на печени (жирная мочка на печени), обе почки и тук их - весь внутренний жир на жизненно важных органах (!), все сжигалось! Это в приятное благоухание Господу!

Почему для Бога это приятное благоухание? Да потому что, тук - это прообраз греха! И грех покрыл все наши внутренности, все жизненно важные органы. Вот почему мы не можем мыслить адекватно, мыслить духовно, наша духовная печень зашлакована грехом. Известно, что печень - это орган для очищения крови. А кровь - это жизнь! Какой будет моя духовная жизнь, а тем более служение, когда моя "печень" зашлакована грехом? От меня будет исходить больная, ущербная духовная жизнь, а точнее смерть! Не будет духовного здоровья в таком организме, в такой церкви! Почки также имеют функции очистительные, но когда они обложены жиром - грехом, то они не могут правильно выполнять свои функции, и такой организм будет страдать. Вот почему Господь повелел Моисею все это отделять на внутренностях и сжигать на жертвеннике.

А что же он сделал с другими частями жертвы - с кожей, с мясом и с нечистотой? Моисей сжег их вне стана! Это глубоко символично, и указывало на день окончательного уничтожения всего плотского, греха и грешника. Кожа и мясо - это образ нашей греховной плоти, в которой мы еще продолжаем существовать. Церковная организация, необходимая нам на земле, тоже может быть представлена этими образами, это кожа, мясо и нечистоты. Это то, что еще составляет нашу внешнюю жизнь, и без чего мы не можем жить. Но, живя верою во Христа, живя Его благодатью, мы уже не живем по плоти, а по духу, потому что мы умерли со Христом вне стана, и теперь наша жизнь в Нем! Мы еще в этой греховной плоти, но она уже не занимает доминирующего положения в нашей жизни веры. И настанет день, когда мы изменимся и получим новое тело, которое уже не может быть подвержено греху. Павел писал об этом:

"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою" (1Кор. 15: 51-54).

Это славное обетование должно вдохновлять и утешать нас в этой пока еще жизни плоти. Живущий верою во Христа понимает ее временный характер и все более устремляется к внутренней чистоте сердца. Сосуществуя в церковной организации, он понимает ее несовершенство, и потому не ожидает от нее чего-то значимого. Для него не имеет смысла какая-либо внешняя реформа в организации, но для него важен внутренний мотив. Вера в окончательный и неизбежный суд Божий помогает ему преодолевать различные препятствия.

Верующие в Коринфе были готовы судить своих единоверцев, как и мы часто спешим это делать. Но апостол призывает их судить "внутренних"! "Извергните плохую личность из самих себя"! А внешних, тех, кто рядом со мной, будет судить Бог. Он знает, как это делать. Подобных примеров в Библии записано предостаточно.

Но когда люди берут на себя ответственность, принадлежащую Богу, они занимаются не своим делом. Они делают то, что делает всегда человек греха, о чем апостол Павел и предостерегал верующих в Фессалониках.

"Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. " (2Фес. 2: 3,4)

Человек греха - это тот, кто пытается навести внешний порядок в Церкви Божьей. Как много подобных примеров за всю христианскую историю! И удивительно, что всё всегда делалось во имя чистоты истины. Но твоё дело, говорит Священное Писание, - "испытывай себя, в вере ли ты", а не внешние реформы совершать в Церкви. Бог знает, как сохранить Свою Церковь от разложения и греха. Когда в ранней Церкви во времена апостолов возник прецедент лукавства и лицемерия, то виновные были тут же наказаны. Суд был строгим, но Божьим и справедливым (см. Деян. 5 глава).

Служители Божии должны заниматься тем, что делал Моисей, посвящая Аарона и сыновей его на священство, а не заниматься разбирательством и наведением "своего" порядка в Церкви. Процедура посвящения глубоко символична. Каждый член Церкви должен быть посвящен в священники пред Богом. На каждого Бог возложил индивидуальную ответственность за наших ближних. Каждый член Церкви должен стать Божьим священником для служения окружающим. Апостол Петр это понимал, когда говорил:

"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; " (1Петр.2: 9).

Но посвящают ли современные служители членов Церкви Господу подобно Моисею, посвятившему на священство Аарона и его сыновей? Молятся ли они вместе с ними о помазании их Духом Святым на служение? Кормят ли они чад Божьих хлебом жизни? Побуждают ли они их к тому, чтобы их внутренняя жизнь была чистой? О, если бы этим занимались служители Церкви сегодня, то каким мог бы быть результат! Насколько иной была бы картина внутри каждой Церкви!? Хочу закончить эти размышления молитвой апостола Павла:

"Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Ефес.3: 16-19).

Аминь!


1* Паул Тиллих использует выражение «Предельный», когда говорит о Боге, Он имеет ввиду, что Бог   - Предельный, больше, глубже, шире выше просто ничего нет. Он Начало и Конец, Первый и Последний. Альфа и Омега, Он — Предельный!

Санкт-Петербург
Февраль 2010 г.

 

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: