Союз мира Печать
Автор: Николай Линк   

Ибо младенец родился нам; Сын дан нам;
владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира"
(Ис.9:6)

Из книги "Единство в теле Христовом" (начало в Бюллетене №№ 3 и 4)

Как никогда, люди сегодня желают иметь мир. Все понимают, что мир это единственное условие для нормальной жизни и развития. Зная нашу потребность в мире, Бог посылает на Землю в мир Князя мира, Который является источником мира. Через Него Бог заключает со всеми людьми союз мира, возвращая нам утерянное единство Духа.

Существует только один путь, которым можно сохранить единство Духа - пребывать в союзе мира. Об этом Павел говорит в заключительной части стиха: "Стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф.4:3). Что он имел в виду? О каком союзе мира идет речь?

Христианская Церковь рождена в результате смерти Христа. Это была жертва Бога, посредством которой мы примирились с Ним. Павел говорит: "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения" (2 Кор.5:19). Павел утверждает, что мир, находящийся во вражде с Богом - это мы, теперь примерен. "Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его..." (Рм. 5:10). Словом примирения является Христос. Таким образом, Он стал Князем мира.

Очень интересно пророчество Захарии, раскрывающее нам некоторые подробности о Христе и Его миссии: "...так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем; будет священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим" (Зах.6:12,13).

Чтобы увидеть всю красоту этого пророчества, давайте расшифруем его. Отрасль, произрастающая из "Своего корня" - это Христос. У пророка Иезекииля мы читаем: "...Твой корень и твоя родина в земле Ханаанской..." (Иез.16:3). Земля Ханаанская в Библии - это символ утраченного человеком Едема. Там корень всего человечества, оттуда мы происходим. Но, вследствие греха Адама, "дерево" высохло, и все человечество оказалось во вражде с Богом. Из этого корня теперь ничего доброго произрасти, не может. Христос же - Отрасль произрастает из Своего корня, и таким образом Он соединил Себя с нами, чтобы быть нашим законным Заместителем. Цель Его пришествия, как говорит пророк, - создать храм Господень. Другими словами, восстановить храм нашей души, чтобы в нас обитала слава Божья. Воплотившись, Христос примирил все человечество с Богом! Теперь, чтобы этот мир стал реальным для каждого человека, чтобы он был восстановлен в нашем сердце, во взаимоотношениях между нами, необходимо лично принять Христа. Другими словами заключить с Богом союз или завет, соединившись с Христом через Его Тело (Церковь), и затем сохранять этот союз мира. Это не просто формальное членство в какой-то организации или церкви, а живое общение с Христом посредством Духа.

На первый взгляд все очень просто. Становясь членами тела Иисуса Христа, мы становимся служителями мира или, по словам Павла, посланниками мира (2 Кор.5:20). Теперь мы содействуем примирению других людей с Богом. Происходит еще нечто важное: мы объединяемся с другими людьми, которые так же стали членами тела Христова, т.е. Церкви. Все мы становимся членами одного тела, с его многоразличными функциями. Таким образом, создается новая общность в этом мире греха, Христос назвал это Церковью. Становясь членами тела Христа, мы скрепляемся с Богом и друг с другом союзом мира. Это таинственный союз, куда входят разные люди, объеди-ненные в одно Тело Павел хорошо понимал эту тайну, и потому для сравнения он использует образ человеческого организма с его многими членами, чтобы на примере показать, каким образом сложное тело Христа, Церковъ; осуществляет свою миссию в мире.

Прочитаем некоторые тексты из его послания: "Ибо все мы одним духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, иi все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих" (1 Кор. 12:J3,14). У крестившихся в одно Тело устраняются всякие различия: национальные, расовые, социальные и даже половые, п..ч. все напоены одним Духом. Об этом же Павел говорит в послании к Галатам: "Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, ...нет мужского пола, ни женского..," (Гл. 3:27,28). Каждый член Тела, напоенный Духом, выполняет свою определённую функцию на благо всего Тела.

Далее Павел говорит о том, что сам Бог определил функции каждого члена в Теле, как Ему было угодно. Между членами здорового, нормального организма просто не может быть разногласий и конфликтов. Руки не будут ссориться с ногами, и не может какой-то член тела утверждать, что он более важен для тела, чем другой. Почему Павел вообще говорит об этом? Потому что в церкви происходит то, чего быть не должно, однако происходит. Коринфская церковь имела эти проблемы. Члены Тела Христова ссорились друг с другом, утверждая, что кто-то из них более важен, чем другие (см. 1 Кор. 3:3-5). В результате одни изгоняют других, говоря, что они не принадлежат к Телу, п.ч. не делают того-то и того-то.

Почему так бывает? Да потому, что в таком "теле" не все напоены одним Духом, не все действуют исходя из побуждений Духа. Павел отмечает, что такое происходит по причине плотского образа мыслей и действия по человеческому обычаю, а в Теле Христовом все напоены одним Духом, и такого разделения быть просто не может.

Но что делать, если все же возникают проблемы во взаимоотношениях между людьми в церкви? Сам Христос дает нам совет в Нагорной проповеди, каким образом разрешать такие проблемы. Вот что мы читаем: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф.5:23,24). На первый взгляд кажется странным, что примириться, по словам Христа должен тот, против кого кто-то имеет что-то. Но почему я должен пойти на примирение, если другой имеет что-то против меня? Ведь у меня ничего нет против него, значит это его проблема. А Христос говорит: "ты иди и примирись с ним".

О чем идет речь? Конечно же, о наших взаимоотношениях. Если мы следуем этому совету Христа, то мы стремимся к улаживанию отношений с теми, кто что-то имеет против нас, даже в том случае, когда я ничего не имею против него. Почему Христос говорит, что улаживать отношения должен тот, против кого другой имеет что-то? Да потому, что я нахожусь в союзе мира и должен быть служителем примирения! Как я могу ходить на богослужение и приносить дары Богу, если брат мой имеет что-то против меня? А может быть, я по-служил поводом к этому? Бывает, что мы часто не задумываемся над этим. Мы считаем: "Он злится на меня, ну и пусть, это его проблемы". Но этим мы просто оправдываем свою вражду, которая глубоко, и незаметно для нас, коренится в нашем сердце. Что это за вражда? Об этом Христос сказал в следующем тексте: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу" (25ст.).

Кто является моим соперником? И почему я должен с ним мириться, чтобы с моим братом, имеющим что-то против меня, были восстановлены отношения? Очень важно увидеть это, и тогда мы поймем, почему я должен мириться. Мой соперник - это Бог! (выд. авт.) Мы находимся во вражде с Ним. И отсюда происходит всякая другая вражда, в том числе и конфликты между членами церкви Павел говорит: "Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его.,." (Рм. 5:10). Бог ничего не имел против нас, наоборот, мы имели против Него. Тем не менее, Он идет, чтобы примириться с нами! Прежде чем принести дар Своей жертвы, Он показал, что любит нас. Иоанн говорит: "...явил делом, что возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил' их" (Ин. 13:1). И Христос склоняется перед Своими учениками, омывая их пыльные ноги. Не свидетельство ли это того, что Он примирился с нами?! Вот почему я должен идти на примирение, когда брат мой имеет что-то против меня. Это не его проблема, как мы считаем, это должно быть моей проблемой.

Павел говорит: "Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его..." (Рм. 5:10). Бог ничего не имел против нас, наоборот, мы имели против Него. Тем не менее, Он идет, чтобы примириться с нами! Прежде чем принести дар Своей жертвы, Он показал, что любит нас. Иоанн говорит: "...явил делом, что возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их" (Ин. 13:1). И Христос склоняется перед Своими учениками, омывая их пыльные ноги. Не свидетельство ли это того, что Он примирился с нами?! Вот почему я должен идти на примирение, когда брат мой имеет что-то против меня. Это не его проблема, как мы считаем, это должно быть моей проблемой.

Бог ожидает, что мы заключим мир с Ним. Через Исайю Господь говорит: "Разве прибегнет к защите Моей, и заключит мир со Мною?" (Ис.27:5). Во Христе Бог уже заключил мир со всеми людьми, и теперь Он ожидает, что каждый человек придет к Нему и заключит мир с Ним. Примирение не может быть в одностороннем порядке. Каждый из нас должен лично ратифицировать (утвердить) этот мир и заключить с Богом союз мира. То, что сделал Христос, в определенном смысле является недостаточным для меня, чтобы быть действенным в моей жизни. Я должен лично заключить с Богом союз мира, примириться со своим соперником - Богом, и тогда будет восстановлен мир в моих отношениях с другими. Я должен лично ратифицировать этот договор с Богом в моей собственной душе, и тогда Его мир станет действенным в моей жизни. Именно об этом проповедовал Павел, когда говорил: "потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения" (Выд. авт., 2 Кор.5:19).

Бог примирил с Собою мир - это одна сторона, Он дал нам слово примирения, чтобы мы утвердили его для себя. Павел далее говорит нечто очень важное: "Итак, мы посланники - от имени Христова, как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (20 т.). Примиритесь с вашим Соперником, пока вы еще на пути с Ним, пока вы еще живы! Эта жизнь нам дана для одной цели -чтобы примириться с Богом! И тогда, будет восстановлен мир в мой душе, мир с моими ближними, и со всеми людьми. Тогда мы сможем поклоняться Богу в чистоте сердца, и Бог примет наше служение. Именно об этих людях Христос говорил, что они блаженны, п.ч. у них чистое сердце, и они Бога узрят (Мф.5:8). Великий религиозный мыслитель Н.А. Бердяев писал: "Когда человек сделает то, к чему призван, тогда лишь будет второе явление Христа, тогда будет новое небо и новая земля, будет царство свободы"*.

Каин, убивший своего брата, не примирился с ним. Он пришел на богослужение со своим даром, не вспомнив свой последний разговор с Авелем, братом своим, вызвавший у него огорчение. Возможно, Авель накануне убеждал своего брата, что он не прав, и Каин мог чувствовать неприятные чувства в своей душе против него. Но, к сожалению, он не примирился со своим соперником, Богом, а вместо этого идет и убивает брата своего, Авеля, чтобы тот больше не обличал его. Обратите внимание, он это делает, п.ч. оказался во вражде с Богом, а не с братом, как мы иногда думаем. Из разговора Бога с Каином, который приходит к нему после убийства, мы видим, что Господь пытается указать Каину на истинную причину его огорчения. Бог спрашивает его: "Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь |доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Вт, 4:6,7).

Задавая эти вопросы Каину, Бог пытается натолкнуть его на мысль, что огорчение было результатом греха, который он не хотел сознавать, но который глубоко лежал в его сердце и разделял Каина с Богом, делая Его соперником себе. Именно грех делает нас всех врагами Богу, он влечет нас к себе. И мы ничего не можем сделать, чтобы изменить эту ситуацию. Ни наши богослужения, ни молитвы, ни жертвы, ни какие-то добрые дела, не помогут нам примириться с Богом. Мы только можем верою принять то, что Бог сделал для нас во Христе. Авель принял это, он примирился с Богом верою в искупительную кровь, и эту веру он показал своим даром. Каин не проявил веры, а его дар свидетельствовал о том, что он пытается сам примирить Бога с собой, угодить Ему, задобрить Его. В этом суть всякой языческой религии.

Язычники приносили свои дары богам, взамен ожидая от них благословений. Это грубая форма язычества. Сегодня человечество идет другим путем. Языческая сущность очень тонко вплелась в христианскую религию. Она настолько смешалась с верой, что большинство христиан различных деноминаций даже и не подозревают этого. Вера и суеверие уже не отличаются друг от друга. Христианские поступки многих исходят из принципа "так нужно", а не из любви. Совсем не сложно определить из чего исхожу я в своей христианской жизни, из веры, или из суеверия. Слово Божье говорит: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения" (Пс. 118: 165). Просто задавайте чаще себе вопрос: есть ли мир в моем сердце? Это обязательно будет отражаться на наших отношениях со всеми людьми.

Как много в нашем мире говорят о мире. Об этом говорили священники во времена Христа, они искренне хотели мира себе и своему народу, А сегодня о мире говорят еще больше. Религиозные руководители, политики, простые люди, - все хотят мира. Люди устали от вражды и распрей. Но, имея искаженные понятия и представления о мире, они еще больше разжигают вражду в церкви, вражду между народами и отдельными людьми. Чтобы сохранить мир, создаются все новые виды вооружения, все больше денег расходуется государствами, чтобы увеличить свои военные силы, способные сохранить мир. Буквально исполняются слова пророков: "Врачуют раны народа Моего, легкомысленно говоря: "Мир! Мир!" а мира нет" (Иер.6:14). Даже Иеремия недоумевает: "И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас", а между тем меч доходит до души?" (Иер. 4:10). "...вводят народ Мой в заблуждение, говоря: "мир", тогда как нет мира" (Иез. 13:10).

Спросите любого здравомыслящего чело-века, желает ли он, чтобы был мир? И все ответят вам, что мир - это самое главное достояние народов. А разве церкви сегодня не стремятся к миру и единству? Не ради этого ли проводятся форумы, семинары, встречи? Это ли не свидетельство того, что люди стремятся к миру? Но не испытывают ли сегодня люди, стремящиеся к миру, то же самое огорчение, которое чувствовал Каин в своем сердце? Не отсюда ли берет свое начало вражда между отдельными людьми и народами? Что мешает, наконец, тому, чтобы воцарился мир и единство между церквами, между народами, между отдельными людьми? Этот последний вопрос, наверное, никто не задает сегодня. Все чаще задается вопрос: "кто мешает нам иметь мир?" Естественно, что, выявив эту личность, останется только повторить поступок Каина - убить ее.

Бог хочет, чтобы каждый спросил самого себя, есть ли в моей душе мир? Когда я хожу на богослужение, чувствую ли я в своем сердце мир? Есть ли мир между братьями и сестрами в церкви? Если вы не можете положительно ответить на эти вопросы, то стоит ли говорить о мире в глобальном значении? Не будет ли это лицемерием?

Самой главной причиной того, что у нас все еще нет мира ни в сердце, ни в церкви, ни в государстве является то, что у "дверей" грех лежит. Это главная причина, порождающая всякие разделения между людьми. Но Бог приходит к нам и говорит: "Прими Мое дитя мира". "Младенец родился нам, сын дан нам,...". Имя Ему князь мира! Среди некоторых африканских племен существовал обычай: когда возникал конфликт между ними, то вожди племени, чтобы восстановить согласие и мир между племенами, обменивались своими детьми. Ребенка называли дитем мира. Пока он жил в племени, восстанавливался мир, и прекращалась вражда.

Бог так же послал своего Сына в наш мир, чтобы восстановить мир и согласие между нами. Пророки возвещали: "И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей..." (Иез.34:25). "Вот Я приложу ему пластырь и целебные средства и уврачую их и открою им обилие мира и истины" (Иер. 33:6). "Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь" (Ис. 54: 10).

Бог предлагает людям мир. Те же обетования о мире, исходящем от Бога, мы читаем и в Новом Завете: "Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира" (Лк. 1:79). "Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами" (2 Фес. З:16).

Благодаря Христу, Бог заключил с людьми Союз мира. Он создает храм Господень в наших сердцах - это Союз мира. Единство Духа, которое утратил Адам, Христос восстановил. Все человечество объединено в Боге. Это потрясающая истина Евангелия! Когда на Земле родился Иисус, то Ангелы небесные пели: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2:14). Воплощение - это момент соединения Бога с человеком. Это вызвало великую радость небес. Когда мы это осознаем и доверимся Христу, тогда в нашей душе будет восстановлено единство духа, и мы будем славить Бога за Его бесценный дар. Все что нам теперь нужно в нашей новой жизни - это сохранить этот мир, тем единственным путем, который Он же и предусмотрел для нас - во Христе. Всякий другой мир, не имеющий в основе своей этот прочный Союз мира, рано или поздно приведет к вражде, ненависти и убийству. Вот почему Павел, как узник в Господе, умоляет нас поступать достойно звания, в которое мы все призваны. Мотивом всех наших поступков должна быть любовь и стремление "сохранять единство Духа в союзе мира".


* Н.А. Бердяев, "Опыт парадоксальной этики", с.696, изд-во Фолио, Москва, 2003 г.

< На страницу содержания Специального раздела >

< На страницу содержания подраздела Бюллетень №5 >