Иеремия – религиозный экстремист или патриот? Печать
Автор: Николай Линк   
14.07.2011 15:27

Пророк ИеремияКнига пророка Иеремии – очень реакционная книга. Представьте себе пророка, претендующего на то, что он является вестником Господа, но религиозное и политическое руководство того времени воспринимают его пророчества как направленные на уничтожение нации и разрушение всей политической системы страны. Своей вестью Иеремия ослабляет патриотические чувства народа, сеет страх и панику в обществе. Можно ли позволять ему и далее пророчествовать?

Небольшая историческая справка. Пророк Иеремия был призван на служение во дни Иосии, царя Иудейского, сына Амона (640 – 610 годы), около 628 года. Царь Иосия, будучи благочестивым, предпринял серьезные реформы по улучшению религиозной жизни народа. Он уничтожил высоты с жертвенниками и истуканами. Под его наблюдением Храм был очищен и обновлен. Во время работ в Храме священник Хелкия нашел в Храме книгу закона Господня, чтение которой удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Царь послал делегацию к пророчице Олдаме, жившей в Иерусалиме, вопросить Господа за себя и за народ (4Цар. 22: 12,13).

Ответ, полученный от пророчицы, показывал все недовольство Бога, готового навести зло на Иерусалим и его жителей за то, что они оставили Господа и кадили другим богам, не слушали гласа Его. Хотя царю Иосии за его смирение пред Господом обещана мирная старость, и только после его смерти все это произойдет. Такой ответ от пророчицы побудил царя Иосию к еще большей ревности. Он собирает весь народ от мала до велика и читает им вслух слова Книги Завета, найденной в доме Господнем. После чтения царь заключает «завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнять слова завета сего, написанные в книге сей» (4 Цар. 23: 3). Казалось бы, пророку Иеремии нужно радоваться и благодарить Бога за царя и его программу по реформированию религиозной жизни, но нет. Он начинает свою весть, объявляя о страшных судах и бедствиях, которые Бог готовит на весь народ. Естественно, что религиозные руководители народа не понимают пророка. Почему Иеремия себя так ведет? В его вести звучат слова обличения священников, пророков, князей, беспокоившихся о народе, говорящих народу «мир будет у вас» (Иер. 23: 17).

Может быть, они так надеялись, что реформы, предпринятые царем Иосией, должны обезопасить их?

Проповедь пророка ИеремииНадо отметить, что даже сам пророк порою недоумевал оттого, что говорил такие грозные вести. Он видел всю ревность Иосии, стремившегося улучшить религиозную жизнь общества. Потому он обращается к Господу и говорит: «И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря, «мир будет у вас», а между тем, меч доходит до души?» (Иер. 4: 10). Многое ему самому непонятно, но, повинуясь Господу, он не может говорить иначе, чем данную ему Богом весть. Так повелел ему Господь. И, естественно, что претензии, обращенные к нему как к пророку, нужно было адресовать Господу. Но священники обвиняют пророка и борются против него, как будто Иеремия навлекает на них это зло. А это именно и свидетельствует о том, что их сердца так и остались необращенными, хотя и совершались большие внешние религиозные реформы.

Чего же Бог ждет от Своего народа? Пророк говорит об этом так: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер. 4: 4, 14).

Не внешние изменения ожидает Господь, а изменения сердца. Реформы, производимые царем Иосией, сами по себе никак не могли привести к чистоте сердца и изменению мыслей. Можно тщательно соблюдать внешнюю инструкцию религиозной жизни и при этом продолжать поклоняться Ваалу, а не Богу. Для Бога важно состояние сердца, а не внешняя религиозность. А изменение сердца не могло произойти по указу царя, даже собравшего все общество и читавшего им слова из книги Закона, и заключившего завет с Богом. Но как далеки были даже священники от понимания своего истинного состояния перед Богом!

Весть пророка Иеремии наглядно демонстрирует, что Бога обмануть невозможно, Ему хорошо известно то, что происходит в наших сердцах. Пророк прямо говорит, что Израиль явно блудодействует, отбросив всякий стыд (Иер. 3: 3), и при этом говорит: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня» (Иер. 2: 35). Такой обман происходит по причине необрезанного сердца, которому кажется, что достаточно в точности соблюдать все религиозные ритуалы, и этим можно угодить Богу.

Почему же священники негодовали на пророка? Один из священников по имени Пасхор, являясь еще и надзирателем в доме Господнем, применяет даже физическую силу против Иеремии, когда тот пророчествовал о бедствии, которое Господь наведет на город Иерусалим и на его жителей. Он бьет Иеремию и сажает его в колоду, чтобы изолировать этого опасного человека от общества (см. Иер. 20: 1,2), хотя на следующий день он отпускает его.

Почему этот «святой» муж так себя ведет? Чем вызвано такое поведение священника: ревностью о Иерусалиме и Храме и любовью к Богу, или же страхом о своем будущем?

Известно, что люди, обладающие какой-то властью, находятся в постоянном страхе, чтобы не потерять свое место. Этим продиктованы их поступки и жестокость, проявляемые к окружающим, особенно к тем, кто смеет им перечить. Оказавшись у власти, они озабочены только одним: не потерять ее. Такие люди не остановятся ни перед чем. Они циничны и жестоки, подозрительны и мелочны. Именно по этой причине был распят наш Господь Иисус Христос, Которого обвиняли в подрыве авторитета священников, что могло привести нацию к гибели. Ради собственной безопасности они судили Его. Один из служителей из ревности ударил Христа по лицу, на что Христос сказал: «Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 23). Но не могут такие люди сказать «что худо», могут только применять физическую силу, демонстрируя этим свою ревность по Богу.

Христианский мир сегодня в точности повторяет ошибки народа Израильского. В надежде расположить к себе Бога внешняя религиозность поднимается на должную высоту в каждой конфессии. Глядя на все это, создается впечатление, что люди действительно ревнуют о Боге. Но стоит только начать обличать их и говорить, что подобная религиозность ничего не значит в глазах Бога, как тут же нарываешься на «святой гнев», и ты уже обвиняешься во всех смертных грехах как враг церкви и Бога. Тебя изолируют от общества и обливают грязью, чтобы все близкие отвернулись от тебя, и ты стал бы изгоем для общества. Разве это не говорит о состоянии сердца, необрезанного и необращенного?

Я часто благодарю Бога за то, что церковь не имеет сегодня политической силы и власти, подобно той, как во времена средневековья, иначе костры инквизиции заполыхали бы в каждой конфессии. Насилие проявляется сплошь и рядом теми, кто облачен какой-то властью и «поставлен», чтобы совершать дело Божье. Оказавшись у «дела Божьего», эти люди защищают свое дело и свою должность, чтобы не оказаться отвергнутыми и не потерять соответствующие блага. Они готовы бить всякого, кто посмеет им перечить и обличать их. Но история Израиля показывает, что все это не может помочь сохранить свою власть и положение.

История народа Израильского явно свидетельствует нам, что Бог остается верен Своему слову. «Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось» (Иер. 1: 12). Для кого-то – это слово благословения, а для многих проклятия. И то, и другое – слово Господне.

Но где сегодня те, кто подобно Иеремии призваны «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1: 10)?

Я верю, что время настало. Чувствуем ли мы призвание Божье, чтобы предостеречь мир о грозящей ему гибели?

Как никогда, книга пророка Иеремии становится актуальной для нас! В самой критической ситуации нашей жизни любящий Бог усматривает для нас лучшее, предлагая нам выбор между жизнью и смертью. «Вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21: 8).

Жизнь, предложенная Богом – это не жизнь удовлетворения наших похотей и эгоистичных желаний, а жизнь покорности воле Божьей, всегда «благой, угодной и совершенной» (Рим. 12: 2). «Не как я хочу, но как Ты» – должно стать принципом нашей жизни (Мф. 26: 39).

Дай Господи, чтобы я был увлечен Тобою, подобно пророку, чтобы я мог сказать: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог…» (Иер. 20: 7).

Мир нуждается в откровении Божьей любви!

г. Санкт-Петербург,
июль 2011 г.