Иеремия – религиозный экстремист или патриот? |
![]() |
Автор: Николай Линк |
14.07.2011 15:27 |
Небольшая историческая справка. Пророк Иеремия был призван на служение во дни Иосии, царя Иудейского, сына Амона (640 – 610 годы), около 628 года. Царь Иосия, будучи благочестивым, предпринял серьезные реформы по улучшению религиозной жизни народа. Он уничтожил высоты с жертвенниками и истуканами. Под его наблюдением Храм был очищен и обновлен. Во время работ в Храме священник Хелкия нашел в Храме книгу закона Господня, чтение которой удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Царь послал делегацию к пророчице Олдаме, жившей в Иерусалиме, вопросить Господа за себя и за народ (4Цар. 22: 12,13). Ответ, полученный от пророчицы, показывал все недовольство Бога, готового навести зло на Иерусалим и его жителей за то, что они оставили Господа и кадили другим богам, не слушали гласа Его. Хотя царю Иосии за его смирение пред Господом обещана мирная старость, и только после его смерти все это произойдет. Такой ответ от пророчицы побудил царя Иосию к еще большей ревности. Он собирает весь народ от мала до велика и читает им вслух слова Книги Завета, найденной в доме Господнем. После чтения царь заключает «завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнять слова завета сего, написанные в книге сей» (4 Цар. 23: 3). Казалось бы, пророку Иеремии нужно радоваться и благодарить Бога за царя и его программу по реформированию религиозной жизни, но нет. Он начинает свою весть, объявляя о страшных судах и бедствиях, которые Бог готовит на весь народ. Естественно, что религиозные руководители народа не понимают пророка. Почему Иеремия себя так ведет? В его вести звучат слова обличения священников, пророков, князей, беспокоившихся о народе, говорящих народу «мир будет у вас» (Иер. 23: 17). Может быть, они так надеялись, что реформы, предпринятые царем Иосией, должны обезопасить их?
Чего же Бог ждет от Своего народа? Пророк говорит об этом так: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших. Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер. 4: 4, 14). Не внешние изменения ожидает Господь, а изменения сердца. Реформы, производимые царем Иосией, сами по себе никак не могли привести к чистоте сердца и изменению мыслей. Можно тщательно соблюдать внешнюю инструкцию религиозной жизни и при этом продолжать поклоняться Ваалу, а не Богу. Для Бога важно состояние сердца, а не внешняя религиозность. А изменение сердца не могло произойти по указу царя, даже собравшего все общество и читавшего им слова из книги Закона, и заключившего завет с Богом. Но как далеки были даже священники от понимания своего истинного состояния перед Богом! Весть пророка Иеремии наглядно демонстрирует, что Бога обмануть невозможно, Ему хорошо известно то, что происходит в наших сердцах. Пророк прямо говорит, что Израиль явно блудодействует, отбросив всякий стыд (Иер. 3: 3), и при этом говорит: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня» (Иер. 2: 35). Такой обман происходит по причине необрезанного сердца, которому кажется, что достаточно в точности соблюдать все религиозные ритуалы, и этим можно угодить Богу. Почему же священники негодовали на пророка? Один из священников по имени Пасхор, являясь еще и надзирателем в доме Господнем, применяет даже физическую силу против Иеремии, когда тот пророчествовал о бедствии, которое Господь наведет на город Иерусалим и на его жителей. Он бьет Иеремию и сажает его в колоду, чтобы изолировать этого опасного человека от общества (см. Иер. 20: 1,2), хотя на следующий день он отпускает его. Почему этот «святой» муж так себя ведет? Чем вызвано такое поведение священника: ревностью о Иерусалиме и Храме и любовью к Богу, или же страхом о своем будущем? Известно, что люди, обладающие какой-то властью, находятся в постоянном страхе, чтобы не потерять свое место. Этим продиктованы их поступки и жестокость, проявляемые к окружающим, особенно к тем, кто смеет им перечить. Оказавшись у власти, они озабочены только одним: не потерять ее. Такие люди не остановятся ни перед чем. Они циничны и жестоки, подозрительны и мелочны. Именно по этой причине был распят наш Господь Иисус Христос, Которого обвиняли в подрыве авторитета священников, что могло привести нацию к гибели. Ради собственной безопасности они судили Его. Один из служителей из ревности ударил Христа по лицу, на что Христос сказал: «Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 23). Но не могут такие люди сказать «что худо», могут только применять физическую силу, демонстрируя этим свою ревность по Богу. Христианский мир сегодня в точности повторяет ошибки народа Израильского. В надежде расположить к себе Бога внешняя религиозность поднимается на должную высоту в каждой конфессии. Глядя на все это, создается впечатление, что люди действительно ревнуют о Боге. Но стоит только начать обличать их и говорить, что подобная религиозность ничего не значит в глазах Бога, как тут же нарываешься на «святой гнев», и ты уже обвиняешься во всех смертных грехах как враг церкви и Бога. Тебя изолируют от общества и обливают грязью, чтобы все близкие отвернулись от тебя, и ты стал бы изгоем для общества. Разве это не говорит о состоянии сердца, необрезанного и необращенного? Я часто благодарю Бога за то, что церковь не имеет сегодня политической силы и власти, подобно той, как во времена средневековья, иначе костры инквизиции заполыхали бы в каждой конфессии. Насилие проявляется сплошь и рядом теми, кто облачен какой-то властью и «поставлен», чтобы совершать дело Божье. Оказавшись у «дела Божьего», эти люди защищают свое дело и свою должность, чтобы не оказаться отвергнутыми и не потерять соответствующие блага. Они готовы бить всякого, кто посмеет им перечить и обличать их. Но история Израиля показывает, что все это не может помочь сохранить свою власть и положение. История народа Израильского явно свидетельствует нам, что Бог остается верен Своему слову. «Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось» (Иер. 1: 12). Для кого-то – это слово благословения, а для многих проклятия. И то, и другое – слово Господне. Но где сегодня те, кто подобно Иеремии призваны «искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1: 10)? Я верю, что время настало. Чувствуем ли мы призвание Божье, чтобы предостеречь мир о грозящей ему гибели? Как никогда, книга пророка Иеремии становится актуальной для нас! В самой критической ситуации нашей жизни любящий Бог усматривает для нас лучшее, предлагая нам выбор между жизнью и смертью. «Вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21: 8). Жизнь, предложенная Богом – это не жизнь удовлетворения наших похотей и эгоистичных желаний, а жизнь покорности воле Божьей, всегда «благой, угодной и совершенной» (Рим. 12: 2). «Не как я хочу, но как Ты» – должно стать принципом нашей жизни (Мф. 26: 39). Дай Господи, чтобы я был увлечен Тобою, подобно пророку, чтобы я мог сказать: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог…» (Иер. 20: 7). Мир нуждается в откровении Божьей любви! г. Санкт-Петербург, июль 2011 г. |