Как «соблюдать» субботу Печать
Автор: Николай Линк   
22.03.2010 20:00

Открыв для себя забытую истину о субботе, первые адвентисты сделали особое ударение на важности ее соблюдения, активно проповедуя и повествуя об этом в своих трактатах и брошюрах. Эта истина для них казалась такой важной, что она вытеснила собой другие евангельские истины. И одной из таких забытых истин Евангелия оказалась истина об оправдании верою, которая тесно связана с вестью третьего ангела. Делая ударение на важности субботы, они пришли к выводу, что спасение невозможно получить без соблюдения четвертой заповеди, и, следовательно, главной темой их проповеди стала истина о том, что необходимо соблюдать субботу, и как нужно соблюдать ее. Удивительно, но и до нашего времени, спустя более полутора веков, адвентисты продолжают делать основной акцент в своих проповедях на то, как нужно соблюдать субботу, подчеркивая, что без соблюдения субботы человек не может получить спасения. Разработано и опубликовано множество трактатов, брошюр, книг, где прописан каждый пункт этого вероучения.

Не трудно догадаться, что такой подход породил законничество в среде адвентистов с самого начала, о чем предостерегала своих собратьев и сама Е.Уайт. Таким образом, адвентисты оказались разделены с другими христианами, исповедующими Евангелие и проповедующими благую весть традиционно. Адвентистов справедливо начали обвинять, что они проповедуют спасение по делам, а не исключительно по благодати.

Попытаемся проанализировать, почему такое произошло в адвентистском движении? Содержится ли в самой четвертой заповеди повеление о ее соблюдении? Не случайно в названии этой темы слово "соблюдать" я взял в кавычки. Внимательно прочитаем эту заповедь, как она передана нам через Моисея:

"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх.20: 8-11).

Обратите внимание, что заповедь начинается со слов: "ПОМНИ" а не "СОБЛЮДАЙ". Есть ли отличие между этими двумя глаголами? Обратимся к толковому словарю русского языка. Слово "помни" означает - сохранять, удерживать в памяти, не забывать. Следовательно, помнить - относиться исключительно к сфере разума. Слово "соблюдай" имеет совсем другое значение. "Соблюдай" означает - строго придерживаться чего-нибудь, оберегать что-нибудь. Соблюсти -  значит исполнить в точности, строго. "Соблюдать" относится уже к сфере поступков. Как видим, определения эти отличаются по смыслу и функции. Важно ли для Бога, чтобы мы соблюдали субботу? Нет! Иначе Он сказал бы нам об этом. Но для Него важно, чтобы мы помнили о субботе, потому что в своем греховном состоянии мы не можем соблюсти ее! Вот какое странное высказывание мы читаем в книге "Наглядные уроки Христа": "Сатана говорил, что человеку не по силам соблюдать заповеди Божьи. И действительно, это невозможно для человека, который надеется только на свои собственные силы" (НУХ с. 314, выд. авт.). Сатана тоже часто говорит правду. Предвижу открытое возмущение и недовольство тех, кто научен соблюдать субботу и этому учит других. Да как, мол, ты смеешь извращать заповедь и написанное слово? Не будем спешить и посмотрим, правильно ли учили нас, что субботу необходимо соблюдать? Именно этому учили на собраниях, которые я с детства посещал.

Суббота встречается нам уже в первых главах Библии. Читая вторую главу книги Бытие, мы замечаем, что суббота отделена от всех других шести дней своим особым статусом. Нам сообщается:

"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Бт.2: 2,3).

Обратите внимание, Бог ничего не творил в этот день! Он почил в этот день и благословил его! Таким образом, Он отделяет седьмой день от всех других, в которые Он творил и созидал! Удивительно, что Сам Бог ничего не творил в этот день, поэтому Он просит Свое Творение помнить об этом! Это как бы памятник того, что Его творческая работа окончена! Он сотворил прекрасный мир, сотворил человека для обитания в этом мире и владения им, а в седьмой день Он почил! Это памятник Его творческой силы! Теперь Он желал пригласить человека, чтобы этот седьмой день, первый день своего существования он мог провести с Ним, со своим Творцом! С этого должна была начаться жизнь первого человека. И все последующее время седьмой день должен был служить напоминанием человеку о его происхождении и единении с Творцом! Какая великолепная мысль! Каждый седьмой день человек приглашался для общения со своим Творцом, для духовного единения с Ним и праздника! На этом празднике человек мог радоваться вместе с Творцом, потому что все завершено, и было "весьма хорошо"! Таким был Божий план для человечества! И Библия определенно открывает нам, что суббота берет свое начало у истоков происхождения человека, в Эдеме.

Надо ли говорить о том, что грехопадение человека воспрепятствовало осуществлению прекрасного Божьего плана, связанного с субботой!? И, что с тех пор суббота потеряла свое первоначальное назначение для человека. Но подчеркнем, что она не потеряла своего благословения, содержащегося в ней, и освящения. То, что Творец вложил в седьмой день, осталось в нем, но смысл и назначение субботы для человека стали другими. В книге Второзакония мы замечаем это:

"Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его] (Втор. 5: 12-15).

В Еврейской Торе выражение "потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]" звучит следующим образом: "Поэтому повелел тебе Бог, Всесильный Твой, отмечать день субботний". В переводе Короля Иакова написано: "...to keep the Sabbath day", что может быть переведено и как "праздновать субботний день".

Итак, праздник остался, только смысл его еще дополнился. Слово "наблюдай" по словарю означает - "внимательно следить глазами за кем, чем-либо, изучать, исследовать". Что же нужно исследовать и изучать человеку в связи с субботой? Моисей говорит: "И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]". Если до грехопадения суббота напоминала о Творце, то после грехопадения она стала напоминать еще и об Искуплении, совершенном Христом! Как Израиля Бог вывел из Египта, являющегося символом рабства, так и Искупление человека совершается Христом! Вот о чем нельзя забывать, и об этом напоминает нам суббота! Я не случайно выделил глагол "совершается", это не совершенная форма глагола. Искупление совершается, оно не совершилось в прошлом, оно совершается сейчас в тех, кто помнит и наблюдает субботу! Как много христиан вокруг, в которых Искупление так и не свершилось еще! Они остаются теми же, что и были до принятия Иисуса, остаются грешниками. Их жизнь похожа на качели, то вверх, то вниз! Такое положение не устраивает многих. И они задаются вопросом, в чем же причина того, что грех продолжает властвовать в моей жизни? Бог желает, чтобы мы думали об этом. Но какое отношение имеет к этому суббота? Оказывается, самое прямое! Она напоминает мне об этом!

Давайте, рассмотрим притчу, рассказанную Христом Своим ученикам и народу, записанную евангелистом Матфеем.

"Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званых, а мало избранных" (Мф. 22: 2-14).

Удивительная притча! В ней содержится важнейшая Евангельская истина о приглашении всех людей, без исключения, на великий брачный пир, а также условия, при которых это участие возможно для каждого. Но давайте, рассмотрим некоторые детали этой притчи, ибо в ней содержится важное предостережение для каждого.

Мы согласны, что Царь в этой притче является образом Самого Бога. Это Он уже с самого начала приготовил пир для Адама, все было "весьма хорошо", и Бог ожидал общения с человеком в седьмой день! Все было готовым для Адама и Евы, им оставалось только войти в седьмой день и возлежать на пире вместе с Творцом. Но этот шанс они упустили, обольстившись словами змея у дерева познания добра и зла! Теперь Бог дает Адаму и его потомкам новый шанс... На этом я прерываю дальнейшее повествование о развитии человечества после грехопадения, вплоть до момента, когда начала звучать весть Иоанна Крестителя, призывающего: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3: 2), чтобы человек мог вновь принять приглашение на брачный пир. Уместно задуматься, а что представляет собой этот брачный пир? Согласно притче, на этот пир приглашаются все люди. И многие, действительно туда приходят, приходят, чтобы повеселиться. Туда приходят и злые и добрые, так отмечено в притче.

Ясно, что этот брачный пир Царь "сделал для сына Своего". Кто же является этим сыном? Ответ напрашивается сам собой, это, безусловно - Господь, Иисус Христос! Вы заметили, что пир брачный! И Христос в этом случае выступает как Жених, и на этом пире Он желает повенчаться со Своей невестой! Невеста - это не кто иной, как Его Церковь. Так она названа в книге Откровения. "Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя" (Откр. 19: 7). Увязывая притчу, рассказанную Христом с 19 главой книги "Откровения", мы можем отчетливо видеть, как многие детали в притче перекликаются с 19 главой Откровения. Воцарение Господа Иисуса Христа, о котором говорится в 6 и 7 текстах, должно наступить прежде на земле, в сердце каждого приглашенного на брачный пир. Поэтому "брачная вечеря Агнца" (Откр. 19: 9), совершиться прежде, чем народ Божий будет взят от земли!

Вот почему, согласно Божьему плану, начиная с 1844 года начала звучать Трехангельская весть, и в вести третьего Ангела нам открывается прекрасная истина о субботе, являющейся символом брачного пира Агнца со своей невестой! Вот почему эта истина о субботе начала звучать! Суббота - это символ изначального покоя! Бог успокоился от всех дел Своих! Искупление завершено, приходите на брачный пир, входите в покой Его!

Нет нужды говорить о том, как эта истина о субботе игнорируется христианским миром. Многие не видят в субботе ничего, кроме еврейского установления, данного Богом Моисею. Для большинства суббота, всего лишь еврейский праздник, который Христос отменил. Но так рассуждать - означает, либо не понимать эту важную истину, либо открыто пренебрегать ее значением и смыслом. Именно суббота является водоразделом между материальным и духовным мирами. Суббота напоминает человеку об утраченном Эдеме! Суббота открывает человеку, что Христос искупил нас от клятвы закона, будучи проклят Сам. Именно в субботе мы обретаем покой, приготовленный нам Христом, предлагающим Свои брачные одежды! Именно в субботе раскрывается нам все огромное значение брачного пира Агнца со своей искупленной невестой! Именно об этом субботнем покое говориться в вести третьего ангела из Откровения. И как печально, что этот глубочайший символ, одними пренебрегается, другими извращается. Многие, приглашенные на брачный пир, приходят туда, чтобы только воспользоваться возможностью хорошо провести время со своими друзьями и повеселиться.

И тем не менее, в притче говориться, что наступает время, когда Сам Царь начнет осмотр гостей, пришедших по приглашению на пир. Это очень ответственный момент, никому из присутствующих не удастся затереться в какой-нибудь дальний угол, чтобы избежать осмотра.

Осмотру Царя подвергнутся все, без исключения! Трагично, что в притче повествуется, о человеке, оказавшемся на пире не в брачной одежде. Гнев Царя был неумолим! Задав ему вопрос, как он вошел не в брачной одежде, и не получив ответа, Царь приказывает своим слугам связать его и бросить во тьму внешнюю. Никакого другого шанса, чтобы исправить свое положение, ему не предоставлено. Следовательно, вывод, который каждый, в первую очередь, должен сделать для себя, в какой одежде я присутствую на этом брачном пире.

Если истина о субботе имеет к этому прямое отношение, как мы отметили выше, то важно задуматься, помню ли я об этом! Возможно, мое чрезмерное увлечение вопросом соблюдения субботы может стать для меня роковым, как для этого человека из притчи. Ведь то, что он оказался на пиру, свидетельствует о том, что он принял приглашение и формально он соблюл норму. Он не пренебрег приглашением, как другие, не желавшие придти. Но этого оказалось вовсе недостаточным! Ведь условия Царя были для всех одинаковы. Вот как мы читаем об этом в Откровении: "И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых" (19: 8). Только в этой одежде можно быть достойным участником брачного пира.

Времени для понимания условий Царя было дано каждому! Но оказавшийся не в брачной одежде пренебрег волей Царя, ему казалось достаточным того, что он просто пришел на пир, и такое пренебрежение волей Царя обошлось очень дорого.

Вот почему заповедь о субботе начинается со слова ПОМНИ! Христос желает, чтобы мы просто вошли в покой Его. Как это возможно? Апостол Павел раскрывает нам, как: "А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: `Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой', хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. " (Евр. 4: 3, 9-,11).

Кто же не войдет в покой, по словам Павла? Те, кто не уверовал! Во что они не хотели уверовать? В то, что Бог совершил все дела Свои, как дело творения, так и дело Искупления! Бог вошел в покой седьмого дня, а они так и не вошли в него, и, подобно Адаму, изменили Господу! Пророк говорит: "Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне" (Ос.6: 7). Как Адам, оказавшийся обольщенным у дерева познания добра и зла, не вошел в Божий покой, так и последующие поколения, являясь свидетелями Божьей милости во Христе, отказались войти в покой, приготовленный для них Богом, поскольку не верили в благодать Божью и сами пытались заслужить свое спасение. Как недвусмысленно и убедительно пишет апостол Павел, что для народа Божьего остается субботство, другими словами остается войти в покой. Но одни, отвергнув заповедь о субботе, сами пытаются создать покой, а другие, приняв истину о субботе пытаются соблюдать ее так, чтобы заслужить себе покой, чтобы доказать свою верность Творцу. И только некоторые входят в покой Его верою, облекаясь в одежду Христовой праведности, которая есть виссон чистый и светлый!

Е.Уайт говорит: "Это одеяние, сотканное на небесах, не имеет ни одной нити, сотворенной усилиями человека. Христос, принявший человеческую природу, выработал совершенный характер, и этим характером Он предлагает наделить и нас. Все, что можем мы сделать сами, всегда запятнано грехом!" (НУХ, с.311) Обратите внимание, Он не говорит, что нам необходимо выработать такой характер как у Него, нет! Он предлагает нам Свой характер в готовом завершенном виде! Именно Его характер, это покой для нас. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11:28,29). Не в субботе и ее соблюдении мы должны успокоиться, а во Христе мы обретем покой, символом которого является суббота!

Как это будет выглядеть практически? Читаем далее у Е.Уайт: "Когда мы подчиняем себя Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это означает быть облаченным в одежду Его праведности. Когда теперь Господь вновь смотрит на нас, он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу, и не изуродованность грехом, но Свою собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание Закону Иеговы" (там же).

Чтобы понять, как противно Богу наше соблюдение субботы, приведу иллюстрацию. Вы решили отметить день рождения вашей любимой жены. Пригласив гостей, вы заранее сделали уборку в доме, и уставили гостиную цветами. Все соответствует тому, чтобы праздник был хорошим. Гости пришли в соответствующем этому случаю одеянии и заняли место за богатым столом. И вдруг в разгар праздника в гостиной появляется ваш брат, с букетом цветов, но который по неизвестным причинам оказался бомжем. Он узнал о дне рождения вашей жены и пришел поздравить ее. Но с его появлением гости начали зажимать свои носы, поскольку его местом обитания стали канализационные люки, где ночами он согревается. И естественно, эти неприятные запахи впитались в его одежду, в которой он появился на празднике. Теперь скажите честно, впустите вы его в таком виде за стол со всеми другими? Думаю, нет! Вы, либо попросите его скорее пройти в ванную, чтобы отмыться и переодеться, либо вообще выпроводите его.

Когда мы пытаемся праздновать субботу в одеждах нашей праведности, то мы похожи на этого бомжа со всеми его запахами, и наше соблюдение субботы только оскорбляет Творца. Вот почему Он приготовил для нас одежду Своей собственной праведности, в которую предлагает облечься всем приходящим к Нему на поклонение. Вот почему последняя весть миру, провозглашаемая тремя Ангелами, летящими по средине неба, предлагает нам принять условия Божии, чтобы достойно обитать на брачной вечере Агнца. Вот почему с момента провозглашения вести третьим Ангелом начала раскрываться прекрасная истина о субботе, которая теснейшим образом связана с истиной Оправдания по Вере! Именно провозглашение этой истины разделит весь мир на два класса: на тех, кто облекся в одежду праведности, и на тех, кто пытается проникнуть на пир в своем одеянии. Однако тщательный осмотр Самим Царем всех пришедших гостей на пир свидетельствует нам о том, что туда не проникнет "ничто нечистое", что там удостоятся пребывать только те, кто почтил Царя облачением в брачную одежду, приготовленную Им! Последним вопросом, который придется услышать многим адвентистам, будет не вопрос о том, соблюдал ли ты субботу, а вопрос: "Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Оправдания этому просто нет!

Санкт-Петербург,
Январь, 2010 г.