Работа Духа Святого Печать
Автор: Николай Линк   
25.01.2019 00:00

Работа Духа Святого настолько недооценивается верующими, что о Нём просто не упоминается ни в проповедях, ни в молитвах, и создается впечатление, что Его не существует вовсе. Как ребенок, находящийся в утробе матери, получающий питание от неё для своего развития, абсолютно не осознаёт своей матери, питающей его, так и верующие не осознают своей зависимости от Духа. Развивающаяся маленькая жизнь ребенка в утробе полностью зависима от матери, а он даже не думает об этом. Осознать он сможет это уже после того, как родится и станет взрослым. Тогда только он поймет, насколько зависел он от матери в своем развитии.

В Библии мы находим множество текстов, говорящих нам о работе Святого Духа и о нашей зависимости от Него. Давайте исследуем некоторые из них, чтобы нам иметь лучшее представление и осознать, насколько мы зависимы от Духа Святого каждый момент времени.

Первое упоминание о Духе мы находим в самом начале Библии:

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:1,2).

Множество раз перечитывая эти строки, я вдруг задумался: Бог сотворил небо и землю, а воду, над которой "носился" Дух Божий, Он не творил, откуда же взялась вода? И что это за вода? Нам знаком химический элемент воды, как H2O. И это её материальная субстанция. Автор книги Бытие сообщает нам, что Бог творил землю и небо, а вода, как бы уже присутствовала, она не была сотворена. Но что это за вода?

Читая далее первую главу, мы замечаем, что только во второй день творения появляется вода в том виде, как мы ее знаем, H2O. "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй (Быт. 1:6-8). Вода разделяется твердью, то есть небом. Опять мы замечаем, что Бог не творит воду, Он просто отделяет воду от воды. В результате на земле появляется вода в том виде, в котором она нам известна сегодня, как химический элемент, очень необходимый для жизни, как человека, так и всего животного и растительного мира.

Апостол Пётр помогает нам нечто понять в действиях Бога при творении. Он пишет: "Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою" (2Пет. 3:5). Вдумайтесь в это выражение Петра: "из воды и водою". Пётр хорошо помнил беседу Христа с самарянкой, где Он назвал Себя живой водой или водой жизни. И потому он говорит, что Бог творил наш мир "из воды и водою"! Он имел в виду, что той "водой", над Которой витал Дух Божий, и был Христос, "из Которого всё, и мы Им" (1Кор. 8:6). И ещё: "Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим. 11:36).

Данные тексты явно показывают нам, что основой всего материального мира и жизни является Иисус Христос, названный водой в первых стихах Библии. Бессмысленно искать основу материальной жизни в самой мельчайшей её частице, как думают современные ученые, — жизнь основана на Христе! Он "был" той водой, над которой "носился Дух Божий", когда Бог творил Небо и землю. Таким образом, вся Божественная Троица принимает активное участие в сотворении нашего мира!

Главной целью, ради чего и был создан этот материальный мир, являлся человек, созданный Богом в шестой день, когда все уже было приготовлено для его появления. Человек создаётся из праха, из химических элементов уже существующего материального мира, но жизнь в этот сформированный прах вносится Духом Божьим. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7).

Дыхание жизни — это и есть Дух Божий. Каждое мгновение Дух Божий поддерживает жизнь Своего творения. Его Присутствие животворит весь окружающий мир, и особенно человека. Иов это понимал, когда говорил: "…доколе ещё дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих" (Иов. 27:3).

Каждый наш вздох — это Присутствие Духа Божьего в нас! А мы этого даже и не осознаем, как ребенок в утробе матери. Но время пребывания в утробе ограничено определенным сроком, после которого наступает рождение и осознание себя, как личности. А осознания себя как духовной личности часто не наступает, и человек превращается в скот, о чём пишет Давид. "Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою" (Пс. 72:21,22).

И опять-таки, состояние нашей скотскости преодолевается только с помощью Духа Божьего. Далее Давид пишет: "Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог — твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои" (Пс. 72:23-28). Давид осознавал, Дух Святой помогает человеку прийти от бессознательного, скотского состояния, в состояние осознанности и своей полной зависимости от Него.

Пренебрежение Духом ведёт к неминуемой катастрофе.

Автор первой книги Библии сообщает нам о решении Бога ограничить жизнь человека во времени, потому что люди всячески пренебрегали Духом Святым, Которым они жили: "И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6:3). И по прошествии этого времени Бог решил уничтожить созданный Им из воды мир, водою же. "И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их… И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни" (Быт. 6:7,17).

Мы уже упоминали, что Христос является живой водой, то есть нашей жизнью. Люди настолько "любили" жизнь, не сознавая её причинности, что захлебнулись "в жизни" и в её водах и погибли. Потому что так и не познали они смысла и предназначения своего. Жизнь свою низвели до уровня скотского существования и этим оскорбили Духа Божьего, живущего в них.

Только один человек, Ной, "обрёл благодать пред очами Господа" (Быт. 6:8) и был сохранён вместе со своей семьёй. "И сказал Господь Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сём" (Быт. 7:1). Спастись от Великого Потопа возможно было только в ковчеге, который Ной построил по указанию Божьему. Здесь опять раскрывается глубокая символика. Для одних Христос стал Ковчегом спасения, а для других — Водой, уничтожающей все живое. Такова трагическая история созданного Богом мира и его жителей, пренебрегавших Жизнью, пренебрегавших Духом Святым. В лице Ноя-праведника и его семьи жизнь на земле была сохранена и продолжала развиваться.

"И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле" (Быт. 8:15-17).

"И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они" (Быт. 9:1,2).

К сожалению, зло в человеческом сердце не было уничтожено водами потопа, для этого потребуется другая вода, вода, омывающая нашу душу и сердце. Не случайно в системе ветхозаветного служения во святилище вода играла важную символическую роль. В Святилище, построенном по указанию Божьему Моисеем, была предусмотрена умывальная чаша для омовения священников, входящих в скинию. Эта вода символически указывала на Христа, без Которого невозможно очищение сердца человека. В построении Ветхозаветного Святилища Дух Божий принимал непосредственное участие. Библия говорит:

"И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством" (Исх. 31:1-3).

Не талант Веселеила, а непосредственное Присутствие Духа Божьего в нём, сделали его таким искусным мастером своего дела. Сравним эти тексты Священного Писания с другим местом:

"И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина" (Ис. 11:1-5).

Сравнивая эти тексты Священного Писания, мы видим Того, Кто постоянно присутствует и участвует в процессе нашего спасения, — Духа Святого, Третью Личность Божества, без Которого наше спасение невозможно. Христос, названный Словом авторами Писания, наделяется Духом Святым для совершения нашего спасения. Его силе и влиянию не могут противостоять противники Его. Воплощённый в человеческое естество и наделённый Духом Божьим от рождения, Христос вершит волю Божию на земле. Он приближает Небо к земле, а человека к Богу. Единение человека и Бога происходит в Иисусе Христе посредством Духа Святого.

Посмотрим теперь на заявление апостола Петра:

"И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2Пет. 1:19-21).

Во все века Христос присутствовал в нашем мире посредством Слова, изрекаемого Духом Святым. Библия является воплощённым Словом Божьим. И читать это Слово можно только с помощью Автора, Которым оно было написано, — Духом Святым. Вот что говорит Е. Уайт по этому поводу:

"То факт, что Бог открыл Свою волю людям (в Слове), вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, осветит и изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни. И поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы наставления Духа противоречили Его слову.

Дух дан не для того, чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божие является мерилом всякого учения и чувства…

Действие Духа принижают те люди, которые, вообразив, что просвещены Им, уже не испытывают постоянной нужды в руководстве Слова Божьего. Собственную впечатлительность они принимают за голос Божий. Приверженность своим впечатлениям и эмоциям и пренебрежение Священным Писанием могут привести только к замешательству, ошибкам и гибели" (Великая Борьба. Предисловие).

Стоит ли говорить о замешательстве и противоречиях, существующих между "христианами" сегодня? Мы все в этом убеждаемся. Сегодня у каждого "своя правда". Эмоции и чувства выдаются за водительство Духа, Слово толкуется на разные лады. Каждый находит для себя то, что ему нужнее, и не задумываются люди о причине такого замешательства. Апостол Пётр в следующей главе открывает причину:

"Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные, — то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Пет. 2:1-9).

Под влияние лжепророков попадают прежде всего те люди, которые отвергаются искупившего их Господа. Как они отвергают Господа? Они ведут пагубные ереси. Другими словами, изучают Писание, исходя из соображений своего собственного разума, и создают свои толкования. Им неведомо водительство Духа Святого, они пренебрегают им, точно так же, как пренебрегали жители допотопного мира. Их ереси являются продуктом их ограниченного ума, которым они хотят проникнуть в тайны Библии. Они лишены Присутствия Духа Святого и потому открыты для влияния другого духа, "действующего ныне в сынах противления" (Еф. 2:2).

Е. Уайт говорит далее:

"Согласно Слову Бога, Его Дух должен продолжать работу в период распространения Евангелия. В течение долгих столетий, когда создавались Писания Ветхого и Нового Заветов, Святой Дух, помимо откровений, которые должны были войти в Священный канон, не переставал также просвещать и отдельные души. Сама Библия говорит нам о том, что Святой Дух предостерегал, обличал, увещевал и наставлял людей не только для того, чтобы всё это было записано в Священном Писании. В Библии также упоминается и о пророках, живших в различные века, но слова которых остались не записанными. И когда работа над составлением канона Писания была завершена, Святой Дух продолжал просвещать, предостерегать и утешать детей Божьих.

<…> Писание ясно говорит, что эти обетования распространяются на Церковь Христа во все века и не ограничиваются только апостольским временем" (Там же).

Ценим ли мы действия Духа Божьего? Сознаём ли мы всю опасность нашего времени, о котором говорится, что сам сатана будет принимать "вид ангела света" (2Кор. 11:14)? Готовы ли мы к этому времени? Все предпосылки к великому обману уже созданы. Люди отвергают работу Духа Святого, не признавая Его Божественности. Религиозный хаос будет только нарастать. Поэтому очень важно иметь уши слышащие, как об этом говорит нам книга Откровение. "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр. 2:7). Слова эти настолько важны, что повторяются Христом в обращении к каждой из семи церквей.

Почему каждый слышит своё? Почему так много разночтений Священного Писания? Ответ один — люди пренебрегают голосом Духа, как это было в допотопные времена. Ной назван праведником, потому что внимал Духу Святому, побуждавшему его строить ковчег для спасения. Ковчегом для нас является Иисус Христос! Однако, для многих христиан Христос всего лишь идея, учение, а не Ковчег, в котором надобно укрыться. Ещё в древности пророк призывал:

"Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих" (Ис. 26:20,21).

Выражение "покои твои" означает, что спасение будет не коллективным, а индивидуальным. Есть ли у меня эти покои? А Писание говорит, что именно Дух Божий ведёт к покою:

"Как стадо сходит в долину, Дух Господень вёл их к покою. Так вёл Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя" (Ис. 63:14).

Очень опасно отвергать Присутствие Третьей Личности Божества, ведущей каждого человека в покой. С самого начала Библия рассказывает нам о Боге как Творце во всех трёх Личностях. По завершению дел Своих Он "почил в день седьмой" (Быт. 2:2) и пребывает в покое. И в этот покой Он желает нас ввести! Дух Святой через Христа ведёт человека в покой, где Бог Отец ожидает нас уже столь долгое время!!!


Поделитесь в соцсетях: