О разумной умеренности и Елене Уайт Печать
Автор: Олег Жиганков   
06.09.2018 11:22

Конечно, не мне бы говорить об умеренности, поскольку я сам человек увлекающийся и страстный, особенно в духовных вопросах, но вот, похоже, есть ещё более страстные натуры, и натуры эти, как маятник, качаются из стороны в сторону. Вот типичная ситуация, с которой я как пастор и преподаватель сталкиваюсь если не каждый день, то частенько. Я могу назвать десятка два имен людей (но называть их не буду), которые одно время страстно критиковали меня за то, что я что-то где-то сделал, как им казалось, не по Елене Уайт: художественную литературу читаю, в театр хожу (раз в десять лет в среднем, к сожалению), что-то съел не то, сказал не так, шорты надел, о России написал и т.д.. Но речь не обо мне и не о моих шортах и майках, потому что это и не важно. Но вот что я замечаю: прошёл год, другой, пять, десять лет, и теперь эти же люди как с цепи сорвались на ту же Елену Уайт, совсем она у них плохая получается. Теперь они её в пух и прах разносят, ну, и меня заодно, что я её цитирую, и уважаю, и защищаю.

Что же случилось? У кого что. Вот типичный пример: запретили мне одно время сделать доклад о том, как Елена Уайт исправляла свои ошибки (которые у неё, увы, были). Мол, это кощунственно, говорить о том, что она совершала какие-то ошибки, и что каждая буква из под её пера — это последний авторитет, и всё тут. Хорошо, запретили и запретили. Мне не впервой. Так вот, сегодня те же люди чуть не целью своей жизни ставят облить Елену Уайт грязью, да повонючей.

Приведу хотя один пример. Общался недавно с человеком, который в недавнем прошлом горло готов был перегрызть за употребление сметаны или молока, поскольку «сестра Уайт» не велела такого есть. Теперь он на чём свет стоит клянёт Елену Уайт. Мол, всё она списала у других, а там, где не списала — так лучше бы не писала вообще. Бог ей открыл чего-то неоднократно о её секретарше, которую ангел назвал её «главным врагом», о длине юбок, о грехе велосипеда, о грядущем подорожании мыла в Америке (или чего-то ещё, не помню), о брошках… но ни слова, ни мысли, ни намека у неё не было ни о грядущей (спустя несколько недель после её смерти) Первой Мировой войне, которая перевернула мир, ни о гомосексуализме, который сделался главным атрибутом западного мира, ни о Второй мировой, ни о космосе, ни о генной инженерии и т.д. Теперь этот человек ведёт веб-сайт, на котором пытается активно доказать, что Елена Уайт просто обманщица.

К сожалению, с теми или иными деталями, вариациями и поправками — это уже обычная история, и вы, друзья, наверняка это знаете. Может, лучше меня. И когда я смотрю сегодня в глаза тех людей, которые чихвостят меня за то, к примеру, что я пишу о России в библейских пророчествах, а Елена Уайт о России ничего почти не писала, то мне страшно, страшно от того, что я вижу в этих глазах уже знакомое выражение, что я не раз видел прежде. И я боюсь — и не без оснований — что однажды эти же глаза будут глядеть на меня и отчитывать за то, что я остаюсь верен «старушке Уайт». И мне искренне жаль этих людей — их маятник почти наверняка качнется в другую сторону, и тогда, как говорится, мама, не горюй.

Я тут в своей заметочке всех проблем мира и Елены Уайт не решу, и решать не собираюсь. Но хочу хотя бы что-то (с чем недавно опять столкнулся) прояснить. Читая библейских пророков, я обратил внимание, что, к примеру, Осия, который был пророком Северного Царства (Израиля), пишет о вещах, которых вы не найдёте, например, у Авдия, пророка Южного Царства (Иуды). А пророки различных эпох дают очень разные оценки окружающим народам. А некоторые вообще молчат о каких-то народах, как будто их и нет.

Так вот, когда мне сегодня говорят — враги или друзья Елены Уайт — о том, что она, к примеру, ничего не писала про Россию, то меня беспокоит только одно: фанатизм в глазах. Фанатизм «за» или фанатизм «против», но фанатизм. И фанатизм «за», боюсь, когда-то качнётся в фанатизм «против». Вот беда-то. Что же делать? Конечно, легче всего сказать (можно даже процитировать Елену Уайт), что фанатизма надо избегать. Но как? Как это сделать? У меня нет всех ответов, я сам к фанатизму не склонен (больше к любви), но вот русским людям хочу что-то сказать.

Да, Елена Уайт ничего (или почти ничего) не писала про Россию. Писала лишь, что у Бога есть Свои, особые планы об этой стране — какие, она не уточняла и по всей видимости ей не было этого открыто. Почему? Да потому, что её непосредственная миссия состояла в том, чтобы осветить будущую историю США. Её книга, известная нам под названием «Великая борьба» до сих пор нередко выходит в США под названием «Америка в пророчествах». Действительно, странно было бы ожидать, скажем, от Ионы, которого Бог послал в Ниневию, пророчеств о Фарсисе. И никто не выставляет претензий Авдию, что он обошёл вниманием великую и ужасную Мидо-Персию. Пророки жили на своей земле и получали те вести, которые нужны были жителям той земли. Неких «универсальных» пророков Библия просто не знает. Как не знает их и история. Если не считать, конечно, Нострадамуса, Ванги и пр., которые пророчествовали о чём не лень.

Так вот что я хочу сказать — не делайте из Елены Уайт ещё одну Вангу, и всё у вас будет хорошо. И вас не будет бросать из стороны в сторону. Давайте честно признаем географическую, этническую, и обусловленную эпохой роль пророка. Не создавайте некоего «сверхпророка», и у вас не будет потом соблазна делать из него «сверхобманщика». У всех без исключения настоящих пророков была своя, определённая Господом, сфера деятельности, своя миссия, своя география. Елена Уайт не является исключением.

Вот я сейчас в гостях у родителей. С любовью и каким-то даже трепетом брал в руки те самые первые книги Елены Уайт, которые мне, ещё подростку, посчастливилось прочесть: «Семья и здоровье», «Патриархи и пророки», «Желание веков»… Откажусь ли я от них? Не думаю. От Елены Уайт? Не думаю. Я никогда не ожидал получить от неё ответов на все вопросы, потому я никогда, надеюсь, и не разочаруюсь в ней.

Но те, которые ожидали от Елены Уайт того, чего не ожидал от пророков Господь Бог, — те, своими необоснованными ожиданиями непременно разочаруются сами или, что может быть ещё хуже, разочаруют в ней (и в церкви, может, и в Боге) других, ближнего. Я в такие игры не играю.

Напоследок скажу, повторюсь: трудами Елены Уайт не ограничиваются пророчества. Да, нет у неё ни слова о Мировых войнах, о том, что определило политический и духовный ландшафт двадцатого столетия. И не потому, что она — лжепророк. А потому, что Бог давал ей то откровение, которое нужно было, давал дозированно, как и другим пророкам. И писала она в основном (почти на сто процентов, как и библейские пророки) о том, что случится с её родиной. Уже этого было более чем достаточно для неё. Я хотя и не пророк, но как писатель и как изучающий пророчества могу только представить, какая это тяжёлая ноша. Тут проповедь скажешь, потом три дня отходишь. Если это настоящая проповедь, конечно. А пророчества? Вы можете представить себе Елену Уайт, пророчествующую американским фермерам о России? Зачем ей это делать? Зачем это Богу? Многие из её слушателей даже не знали, что есть такая страна — Россия. Нет, друзья, тут не надо ни разочаровываться, ни очаровываться. Что Бог дал, то дал. А универсальные сверхчеловеки — это Супермен и Человек Паук, и хотя они каждый день спасают мир, нам с ними не по пути. Надо быть разумнее и умереннее.

В общем, если мы хотим увидеть из трудов Елены Уайт, что происходит в Америке последнего времени — мы это, хотя бы отчасти, увидим. Как увидим мы у Осии, что происходит в Десяти коленах. Но не спрашивайте Осию о других землях, для этого вам надо обратиться к другим библейским пророкам. И не пытайте Елену Уайт строго о России, опять-таки, для этого вам надо обратиться к другим, ко всем вместе библейским пророкам. И не будьте слишком строги к ней, к себе, к другим — у всех есть определённые Богом границы. Тогда, быть может, вы найдёте некую разумную умеренность, и ваш маятник не будет качаться из стороны в сторону и долбить других по головам.


Источник: пост автора на Фейсбуке


Поделитесь в соцсетях: