Сила суеверия Печать
Автор: Людмила Ерохина   
24.11.2009 12:34
Гуляя со своими детьми на детской площадке, постоянно слышишь от других мам и бабушек различные суеверия, которые невольно прививаются и их детям: "Ой, булавочку сегодня забыла застегнуть на одежде малыша". "Сынок, видишь, черная кошка пробежала. Когда с тобой такое случится, нужно сделать так…". "Дома ведерко забыла, придется теперь тебе без него гулять, возвращаться нельзя - плохая примета"…

Мне даже как-то удивительно: каждый день мы узнаем о новых научных открытиях, изобретениях, достижениях. Но люди остаются такими же суеверными, как и раньше: все так же продолжают плевать через левое плечо, стучать по деревяшке и верить в различные приметы. Кто-то предает им большее значение, кто-то меньшее, но суеверие присутствует у всех, независимо от исповедания веры, социального положения, количества дипломов и занимаемой должности. И лишь немногие люди знают о том, какую опасность таят в себе суеверия. Об этом и хотелось бы немного рассказать.

Слово "суеверие" образовано от двух слов "суе" (напрасно, попусту) и "вера". Дословное значение этого слова: ложная вера; неполноценная, превратная убежденность. По определению словаря Ожегова суеверие - это "вера в таинственные свойства и волшебную силу предметов, явлений и процессов окружающего мира, в магическую силу отдельных людей, якобы способных проявлять благо или неблагоприятный исход событий, предвещать будущее. Проявления суеверий - вера в чудеса, совершаемые колдунами, ведьмами, толкователями снов, в сглаз, в гадания, в предзнаменования и пр.". Это своего рода духовная болезнь, которая образуется у тех, у кого отсутствует вера в Бога. Суеверие - это оружие сатаны, которым он калечит судьбы, наносит непоправимый вред душе. Люди рассматривают обычные события и явления, как зловещие предзнаменования. К примеру, считается, что рождение большого количества мальчиков предвещает войну, а рождение близнецов в некоторых племенах Африки рассматривают как большое несчастье, и родители, одного из них убивают ….

Развелись молодые супруги - это не они виноваты, а високосный год, в который они поженились. Вырос ребенок непослушным, так что с него взять - родился 13 числа в 13 часов дня. А 13 - это ведь страшное число, от сатаны…

Люди не желают отвечать за свои поступки, а в сложившихся обстоятельствах всегда ищут виноватого: кто-то побуждает их связывать свои неприятности с какими-то явлениями, предшествующими несчастному событию. Слишком уж велико у человека желание проникнуть в сверхъестественное, велико стремление к провидению будущего, желание видеть связи явлений, реальные или воображаемые.

Суеверие порождает страх, и сатана легко справляется с людьми, пребывающими в состоянии страха. Гарри Райт в своей книге "Свидетель колдовства" приводит ряд наблюдений о силе суеверного страха. Так, колдунья Лусунг в одном из племен Африки, посмотрев на подростка, совершившего преступление, сказала: "Через три дня ты умрешь!" Затем побрызгала водой вокруг его хижины. Провинившийся не высказал ни малейших признаков сопротивления. "Это был приговор, - пишет Райт. - Через три дня он был мертв". Психиатр Ван Хевен рассказывает о подобной ситуации, наблюдавшейся им в Новой Гвинее. Молодой папуас оскорбил колдуна. Последний на пути своего обидчика положил "заговоренный" предмет. Перешагнув через него и узнав, что он заговорен, молодой человек впал в болезненное состояние и умер.

Люди умирают и при нарушении табу. Известный врач А. Швейцер рассказал о молодом здоровом африканце, который умер в госпитале от паралича дыхания после того, как случайно раздавил "священного" паука.

Такие случаи смерти объясняются суеверным страхом. Эта точка зрения нашла свое подтверждение в наблюдениях за потерпевшими кораблекрушение. В 1912 г. ушел в плавание "Титаник" с 3 т. пассажиров на борту. Столкнувшись с айсбергом, "Титаник" начал тонуть. Первые суда подошли к месту катастрофы через 3ч. после того, как лайнер исчез под водой, но в спасательных шлюпках уже было много умерших от страха и сошедших с ума.

Статистика свидетельствует, что на всем земном шаре в мирное время на воде терпят бедствие ежегодно 200 т. человек. Примерно 50 т. из них идет ко дну одновременно с судном, а остальные высаживаются на спасательные средства. Хотя человек может обходиться без воды 10 суток, без пищи - 30 и более, но 90% жертв кораблекрушений, находящихся на шлюпках и плотах, гибнут в первые 3 дня. Французский врач А. Бомбар считает, что, когда корабль тонет, человеку кажется, что вместе с кораблем идет ко дну весь мир, уходит все его мужество и весь его разум. И даже, если он найдет в этот миг спасательную шлюпку, он еще не спасен. "Жертвы легендарных кораблекрушений, - пишет Бомбар, - погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, не голод и не жажда! Раскачиваясь на волнах под крики чаек, вы умерли от страха".

Наиболее выраженное проявление страха наблюдается в ситуациях, угрожающих жизни человека. К примеру, во время первого парашютного прыжка у людей появляются аффективные реакции: беспокойство, суетливость, заторможенность или, наоборот, ощущение своеобразного наслаждения. Основным фактором, накладывающим отпечаток на эмоциональное состояние, является недостаточная уверенность в безотказном действии парашюта. Психическая напряженность порождается не непосредственно внешними воздействиями ("стимул-реакция"), а опосредуется "проигрыванием" в воображении возможных аварийных ситуаций и линии своего поведения. Лишь только тогда, когда у человека имеется полная уверенность, что он сможет устранить все неполадки, психическая напряженность выполняет мобилизационные функции.

При воздействии угрозы для жизни возникают и реактивные психические заболевания. В состоянии переживания страха мыслительные процессы, как правило, резко ухудшаются, целевые установки становятся крайне нестойкими, воля парализуется, в результате чего у человека возрастает внушаемость и он становится предрасположенным к паническим реакциям. Иллюстрацией могут служить ятрогении (с греч. "врач" и "рождаю") - заболевания, вызванные неосторожным словом врача. В этих случаях у больных нередко отмечается ухудшение настроения, тревога за свое здоровье, появление мыслей о возможной смерти. Так, одна женщина обратилась к молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца (среди лиц с указанным пороком есть всемирно известные спортсмены). Чтобы ободрить пациентку, профессор, шутя, сказал: "Не беспокойтесь о своем сердце - раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе". На следующий день он скоропостижно скончался. Женщина впала в состояние крайнего волнения: "Я должна умереть". Через несколько часов наступила смерть. Шутка сыграла роковую роль.

В подобных историях четко прослеживается значение авторитета врача. Чем выше авторитет, тем сильнее внушающее воздействие. Вера в приметы у мистически настроенного человека может привести к аналогичным последствиям.

Суеверие для людей играет роль "пустышки". С эффектом "пустышки" врачи сталкиваются постоянно при испытании нового лекарства на больных. Людей с одним заболеванием делят на две группы. Первой дают новый препарат, второй - "плацебо" (пустышку) - нейтральное вещество, имитирующее лекарство. Часть больных, получающих "пустышку", начинает выздоравливать, так же как и больные, получающие настоящее лекарство…  

Более того, часто проводят опыты, в которых людям из обеих групп дают "пустышки", но одним говорят, что апробируется препарат, усиливающий боль, другим - уменьшающий боль. Потом испытуемым присоединяют электроды, и дают небольшой заряд тока, постепенно его увеличивая. Ученые отмечают, что люди, которые считают, что им дали лекарство, которое усиливает боль, не могут выдержать даже самых маленьких разрядов тока, в то время, как люди, считающие, что им дали обезболивающее выдерживают даже сильные разряды безболезненно.

То, что уверенность в смерти на фоне страха сама по себе может привести человека к смерти, говорит и следующий факт. В Баренцевом море в 1942г. было потоплено судно "Халтлбюри". Экипаж высадился на 2 плота и в шлюпку. Они были разбросаны ветром в разные стороны. К первому плоту, подошла подводная лодка, чтобы узнать название потопленного судна и выяснить о его грузе. Получив информацию, немцы сообщили, что до берега всего 3 мили. Моряки, находившиеся на втором плотике и в шлюпке, стали быстро умирать: сначала становились сонными, постепенно теряли сознание, затем стекленели глаза и - наступал конец. Когда через 20ч. шлюпку прибило к берегу, из 20 моряков в живых осталось только 5. На втором плотике из 14 - 4. На первом же плотике, экипажу которого было известно расстояние до берега и курс, не умер ни один человек.

Как показывают опыты над животными, в стрессовой ситуации при безнадежности положения сердечная деятельность падает, затем прекращается. С психологических позиций, смерть в таких случаях наступает от безнадежности.

Итак, чтобы человек мог умереть от суеверия, заклинания колдуна, нарушения табу, неосторожно брошенного врачом слова, в экстремальной ситуации и др. подобных обстоятельствах, необходим ряд условий: 1. Человек должен находиться в состоянии страха, быть полностью деморализован. 2. Он должен глубоко уверовать в силу суеверий, магическую силу колдуна и табу, а если говорить об экстремальных условиях - потерять веру в спасение. Смерть от заклинания или табу все же встречается редко и вызывается у людей с особым психическим складом, но, как всякое "чудо", становится достоянием многих, укрепляя веру во всемогущество колдунов, в их магическую силу. Смерть от заклинания, сглаза можно расценить как психогенное убийство, а смерть в экстремальных ситуациях - как самоубийство. Но какой психофизиологический механизм лежит в основе психогенной смерти физически здоровых людей?

Пчела постройкой своих восковых ячеек приводит в смущение даже некоторых знаменитых архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который имелся в представлении. Такое моделирование, психологическое проигрывание явлений, ситуаций, действий нередко захватывает и эмоции человека, что отражается на его вегетативных реакциях: учащение пульса, дыхания и т.д. Одному из испытуемых в условиях сурдокамеры было предложено в часы, отведенные для занятий физическими упражнениями, оставаться с наложенными датчиками для снятия вегетативных показателей в кресле и, не двигаясь, мысленно "проигрывать" привычные для него физические упражнения с мысленным воссозданием всей ситуации физических занятий. Чем дольше испытуемый пребывал в сурдокамере, тем более частота его пульса и дыхательных движений во время "проигрывания" по своему характеру стала приближаться к реакциям, соответствующим реальным нагрузкам. При проведении взвешивания до и после "физических упражнений" он терял в весе 100-130 г. за сеанс. На седьмые сутки испытуемый отказался от эксперимента: представления об обстановке "физических занятий" стали достигать такой яркости, что у него появились опасения за свое психическое здоровье.

Психическое моделирование обстоятельств, ощущений может вызывать патологические физиологические реакции, например, стигмы (изъязвления, кровотечения, отеки и т.д.). К примеру, у людей незадолго до пасхи возникают кровоточащие "раны Иисуса Христа". Они не гноятся и не воспаляются, кровь истекает из них самопроизвольно. Через неделю раны заживают, не оставляя рубцов. Стигмы возникают не только на религиозной основе. Когда М. Горький работал над книгой "Жизнь Матвея Кожемякина", при написании эпизода убийства мужем своей жены ударом ножа в печень, он до того ярко представил описываемую сцену, боль, рану этой женщины, что впал в обморочное состояние, сопровождавшееся появлением стигмы - появилась ярко-багровая полоса в области печени. Здесь ведущую роль играет воображение.

О том, что в основе заболевания и даже смерти в критических ситуациях лежит именно "проигрывание" неблагоприятного исхода, говорят и следующие факты. Среди тех, кто сошел с ума или умер, находясь на спасательных средствах после кораблекрушений, не было ни одного ребенка моложе 10лет. Дети не в состоянии оценить ситуацию и "проиграть" в воображении возможный печальный исход. В то же время мы знаем много случаев, когда тяжело больные люди, создавая благоприятную модель исхода своего заболевания, начинали поправляться и выздоравливали. К примеру, прочитайте рассказ О.Генри "Последний лист".

В Библии написано: "По вере вашей да будет вам" (Мф.9:29); "…все, что не по вере, грех" (Рм.14:23); "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак.1:6).

Господь хочет, чтобы мы имели веру, а не суеверие. В первой заповеди Он говорит нам: "Я Господь, Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх.20:2,3). Суеверие, незаметно для нас подменяет веру, вера в Бога заменяется верой в приметы, в людей, в астрологию. В Библии много историй, в которых показано, что Бог осуждает суеверие. К примеру, царь Иудейский Манассия, подражая мерзостям языческих народов: "...и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников" (4Цр.21:6). Он делал это, потому что исходил из суеверия. За грехи и беззакония Манассии, в которых принимал участие и народ, Иудея подверглась грозному наказанию Божию. Манассия был взят в плен ассирийцами и отведен в Вавилон. Но после искренней молитвы к Господу, он был освобожден и перед смертью сделал много добра.

Пророк Исаия предрекал гибель народа за нечестие, выражавшегося в том, что люди занимались магией, колдовством и астрологией: "...и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого..." (Ис.19,3-4), "...и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы наши боги..." (Ис.42,17).

Пророк Иеремия обличает надежды на вымышленных идолов: "Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь или может ли небо само собой подавать ливень?" (Иер.14,22). Он говорит об упорстве израильского народа живущего по суеверным обычаям: "Но они говорят, не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца" (Иер.18,12).

Пророк Иезикииль предупреждает, что "...горе сшивающим чародейные мешочки..." (Иез.13,18).

Изучая книги Ветхого Завета, убеждаешься, как легко люди соблазняются ложной верой. Еврейский народ всегда тяготел к тому, чтобы принимать обычаи соседних языческих народов. В Библии убедительно показано, что на протяжении всех веков человечество руководствовалось не верой, а суеверием. Евреи были избранным народом, но в большинстве своем они также и не смогли отрешиться от суеверия и укрепиться в вере. В трудных случаях они искали поддержки у соседних народов, но не у Бога. И только тяжелое рабство, испытания возвращали их взор к Небу.

Сегодня Господь вынужден допускать в нашей жизни и жизни наших детей страдания, испытания, горе, потому что мы тоже часто служим другим богам. Он взывает к каждому: "...обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше" (Иез.14,6), "чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего" (Еф.4,17). "Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6,16).

Давайте не будем колебаться в обетовании Божьем неверием, но будем пребывать твердо в вере, воздавая славу Богу. А также будем этому учить наших детей!