Единство во Христе Печать
Автор: Николай Линк   

Из книги "Единство в теле Христовом" (начало, продолжение в Бюллетене N4)

"...стараясь сохранять единство духа в союзе мира"
(Еф 4-3)

Вопрос единства становится все более актуальным в христианском мире. Как никогда верующие различных конфессий сознают необходимость единства между собой. Диалоги между католиками и протестантами становятся регулярными на протяжении уже многих лет. Все это говорит о том, что верующие хотят быть едиными. Но возможно ли, столь разноликому христианству достичь единства?

Священное Писание говорит нам о том, что Господь тоже заинтересован, чтобы верующие были едины. Но какой путь предлагает нам Слово Божье для достижения этого? В библейском тексте, приведенном в эпиграфе, содержащим всего несколько слов, апостол Павел говорит нам, каким образом это возможно. Текст содержит три ключевых момента, ведущих к единству: 1. Единство духа, в котором должны пребывать верующие. 2. Единство нужно стараться сохранять. 3. Для этого необходимо иметь союз мира.

О чем говорят эти три фактора? Остановимся на каждом из них более подробно.

Единство духа. В своей беседе с Никодимом, Христос указал на самую главную его и нашу проблему. У Никодима не было единства духа. Этот начальник Иудейский очень удивился, когда Господь сказал ему: "...если кто не родиться свыше, не может увидеть Царствия Божья" (Ин.3:3). Причина была в том, что Никодим, являясь учителем народа, не был рожден свыше, и более того, как показывает его ответ, он ничего не понимал в этом вопросе. Христос продолжает объяснять ему, говоря: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух" (Ин.3:6). Этим Христос даст понять ему и всем нам очень важную истину - чтобы иметь единство с Духом, нужно быть рожденным от Него.

Хотя Христианство в целом принимает догмат о рождении свыше, но само действие Духа в жизни человека также вызывает не меньше удивления, чем у Никодима. Влияние Духа и Его работа мало знакомы христианам, и вызывают удивление и даже протест. Почему так происходит? Во-первых, во всех христианских церквах Духу Святому отводиться второстепенная роль простого помощника верующего. Его просят благословить и помочь осуществить то, что уже намечено, либо самим членом церкви, либо руководством организации. И в молитвах наших всегда звучат просьбы о помощи: "Помоги, Господи, и благослови, успешно осуществить то, что мы запланировали и наметили". Этим самым верующие невольно предписывают Духу Святому свою программу, как Ему нужно действовать. А все, что выходит за эти намеченные рамки, отвергается и даже вызывает противодействие. Во-вторых, верующие приучаются безмолвному повиновению и подчинению тому, что сказали "старшие" братья, их не учат слушать голос Святого Духа, потому что руководители сами не понимают этого. Мы очень успешно научились подменять действия Духа своей шумной деятельностью, убеждая себя и других, что это и есть действие Духа. Религиозная организация осуществляет свою деятельность по той же схеме, что и мирские организации. Р.Ч. Спраул, в книге "Правильно ли мы понимаем Евангелие" говорит следующее: "Многие церкви используют опыт светского делового мира, составляя тщательно выверенные "бизнес-планы". Их цель - обозначить приоритетную задачу организации и способствовать проведению в жизнь корпоративных решений... Достижение цели - один из главных моментов в деятельности любой организации. Задачи же, выраженные количественными показателями, являются конкретизированными способами достижения целей" ("Библия для всех".- С/Пб,2002, стр.138).

Возможно ли, при таком подходе сохранить единство Духа? К чему обычно сводится понятие единства в христианских кругах? Главным образом во всех церквах оно сводится к беспрекословному подчинению, безропотной покорности, подавляющей в себе свидетельство Слова Божьего и Его Духа. Однако, Слово Божье не призывает нас сохранять единство порока, единство суеверия, единство духовной тирании, единство заблуждения и лжи. Во всем этом просматривается единство другого духа. Во имя укрепления такого единства, человек должен, прежде всего, подавить в себе голос совести и стать бессловесным животным, обреченным по воле хозяина на откорм и убой. При таком единстве истина всегда уступает место лжи.

Что же такое единство Духа? Это, прежде всего, единство сущностей, внутренняя гармония и целостность личности. При сотворении человек обладал всеми этими свойствами. До своего грехопадения Адам ощущал внутреннее единство с Духом Святым. Он понимал, что такое единство духа. Это выражалось в его поведении, в отношениях к окружающему миру, к природе, к животным, и к его самому близкому помощнику - Еве. После грехопадения наступил полный разлад в душе Адама. Прежде всего, он ощутил это в самом себе. Страх наполнил его душу, исчезла внутренняя гармония, и Адам стал обвинять всех, начиная с Бога. Христос же возвратил человеку утраченное единство, Павел отмечает это: "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рм. 8:15,16).

Однако люди в целом, и в том числе верующие не ощущают этой внутренней гармонии восстановленных отношений с Богом и единства Духа. Вот почему Христос сказал Никодиму: "Должно вам родиться свыше" (Ин.3:7, выделено авт.). Христос имел в виду все человечество, которое рождается от Адама. Мы никогда не сможем сохранить единство духа, будучи всего лишь рожденным от плоти, потому что "рожденное от плоти есть плоть" (6 ст.). Плоть всегда остается плотью, какое бы вы не дали ей образование и воспитание. Как показывает нам Библия, человечество всегда пыталось подчинить плоть Духу, стараясь угодить Богу. Эта тенденция прими-рения все еще продолжается и сегодня. Многие богословские институты и духовные семинарии продолжают свой поиск в этом направлении, и работают над тем, чтобы каким-то образом найти компромисс между плотью и духом, чтобы как-то примирить эти, извечно враждующие стороны. "Ибо плоть желает противного Духу, а Дух, противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гл.5:17). К великому сожалению, каждая церковная организация, еще со времен Моисея, стремится к тому, чтобы обеспечить единство не Духа, а плоти. Именно для этой цели всегда успешно использовалась "структура Иофора", созданная Моисеем. По совету тестя были избранны начальники народа по различным рангам (тысяченачальники, стоначальники, пятидесяти начальники и десятиначальники), целью которых было помогать Моисею решать проблемы народа и обеспечивать его единство (см. Исх. 18:13-26).

История народа Израильского красноречиво свидетельствует нам, что из этого вышло. Такая структура вскоре перестала их удовлетворять. Несколько столетий спустя народ потребовал царя, чтобы было как у прочих народов. И очень скоро, уже после Соломона вес стремления царей были направлены на укрепление вертикали власти, чтобы лучше обеспечивать единство народа. Все это делалось, конечно же, из лучших побуждений. Никто не заметил, что создавался очень сильный институт религиозной власти, управляющий совестью человека, полностью подчиняющий себе личность. К чему привила такая тенденция, об этом говорит нам история этого народа. Христос был распят только потому, что Он не хотел подчиниться "единой" религиозной власти, вынесшей Ему смертный приговор, чтобы спасти нацию от полного захвата Римлянами. Иоанн отмечает: "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом" (Ин. 11:47-48). Вы видите, какие мотивы двигали ими, - нация в опасности! Власть не может позволить этому развиваться дальше, единство народа нужно сохранить во имя Бога!

История христианской церкви с удивительной точностью повторила эту же ошибку. Начиная с 4 века, институт религиозной власти все больше укреплялся, пока не сформировался, как свидетельствует Священное Писание, образ зверя. В 538г. Новой эры был учрежден институт папства, взявший на себя ответственность за единство церкви. Но это ли является единством духа? Нет, скорее всего, это похоже на единство плоти, о чем так всегда ревнуют люди, находящиеся у руководства. Конечно, надо признать, что в течении долгих веков католическая церковь успешно обеспечивала единство церкви. Но какой ценой?! В наше время мы снова видим, как "единство" расширяет свои границы, объединяя между собой различные протестантские конфессии и католиков. К великому удивлению, даже церковь АСД, отличающаяся своей радикальностью к католикам, также участвует в этих процессах экуменизма, где все конфессии ищут пути к единству.

В действительности, католикам в отличие от протестантов есть чем похвалиться. Веками католическая церковь сохраняет в своих рядах прочное единство, а протестанты все дальше продолжают дробиться.

Богословы усиленно продолжающие изыскивать пути и средства, чтобы плоть подчинить духу. Они не понимают самой важной евангельской истины "рожденное от плоти есть плоть". Найдут ли компромисс католики и протестанты? Помня историю, нетрудно ответить на этот вопрос. Этот путь будет найден, но вновь в ущерб еди-нству Духа. Во имя всеобщего "блага" это будет путь насилия и лжи. И любящий Бог позволит этому произойти. Об этом предвещает нам пророческое Слово: "И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя, и говорил и действовал так, чтоб убиваем, был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр.13:14,15). "Вложить дух" по свидетельству Священного Писания означает привести к жизни. Когда Бог сотворил Адама, то Он "вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою" (Бт. 2:7). Бог вложил в человека Свой Дух и человек ожил. Иоанн говорит, что зверь, имеющий власть, влагает дух в образ зверя, (тем самым вызывает его к жизни. Для какой цели он вызывается к жизни? Образ зверя становится востребованным людьми, они ему поклоняются и это их объединяет. И все, кто не захочет подчиниться этой структуре, обеспечивающей единство, будут убиваемы. Таково свидетельство Библии. Вот к такому единству идут современные христианские церкви. Священное Писание однозначно заявляет, что есть другой путь достижения единства - плоть должна быть распята. Этим путем прошел Иисус. "Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за непра-ведных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив Духом" (1Пстр.З:18, выд. авт.). Этим же путем шли апостолы. Павел утверждает: "Зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное..." (Рм.6:6, выд. авт.). Новая жизнь для Павла - это жизнь веры во Христе. "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гл.2:20). Можем ли мы позволить себе идти другим путем? Только жизнь веры может обеспечить нам единство Духа.

С чего начинается жизнь веры? Она начинается со Слова Божия, которое совершает преобразование нашей личности. Павел говорит: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12). О чем говорит нам этот текст? Во-первых, не может быть веры вне Слова Божия. Вера приходит от Слова. Во-вторых, принятое в сердце Слово совершает разделение души и духа, т.е. плотского и духовного. В на-шем греховном естественном состоянии душевное и духовное смешанно, и нам невозможно отделить одно от другого. Но Христос, войдя в сердце, прежде всего, совершает разделение, для этого Он пришел. "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лк. 12:51). Павел также по вдохновению Духа говорит о разделении: "...между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разделениям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:18,19). Интересен иностранный перевод этого текста, хочу привести его здесь: "...между вами есть разделения, без сомнения, должны быть между вами различия, чтобы было видно, кого Бог одобряет" (выд. авт.).

Слово Божие утверждает, что разделения должны иметь место, через это должно открыться, кого Господь одобряет. Уже в самом начале истории человечества, между двумя братьями, явившимися на поклонение Богу, было различие и разделение. Но оно только выявило, кого из них Бог одобрил. И это многократно повторялось в истории на многих примерах. Павел выражает это следующим образом: "Но как рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне" (Гл.4:20). За всю историю существования человечества сатана ничего нового не выдумал. Он всегда использует свои старые, апробированные методы, и у него они хорошо работают. Все гонения, которые пережил Павел, были воздвигнуты на него его соотечественниками, теми, кого он считал родными по плоти. "Я желал бы сам быть отлученным от Христа, за братьев моих, родных мне по плоти" (Рм.9:3). Они его преследовали, гнали, избивали, отвергали, но ради их покаяния и спасения Павел желает быть отлученным от Христа. Что побуждало его к такому отношению? Как Павел мог сохранить в своей душе такие добрые чувства к тем, кто стремился его уничтожить? Оставим эти вопросы на размышление читателю.

Нам необходимо пережить разделение в самом себе. Это болезненный процесс, который будет отражаться на нашей внешности. Это своего рода духовная ломка, сопровождаемая душевной пустотой и страданиями. Как для наркомана начинается ломка, когда он перестает употреблять наркотики, его тело страдает и мучается: ему требуется время и помощь, чтобы освободиться от последствий, так и для нас, когда мы перестаем подпитывать свою плоть и отдаем ее на "смерть", у нас начинается духовная ломка, которую многие не выдерживают и потому возвращаются к прежнему образу жизни, к ветхому завету, на путь "иного благоветствования" (Гл. 1:6).

Сегодня необходимо подчеркнуть, что разделение существует, и нам его не избежать. На это мы должны себя настроить. Оно уже проявляется как между различными конфессиями, так и среди единоверцев, объединенных одной верой. Причина в том, что кто-то, пережив разделение, совершенное Христом в его сердце соединяется в единстве с Духом. Такой человек, приобретая новые опыты в своей вере, начинает раздражать тех, кто продолжает придерживаться единства плоти. Как правило, на него воздвигаются всевозможные гонения. Но мы не должны отчаиваться, зная, что Бог вскоре сделает явным, кого Он одобряет.

Важно понимать, что единство плоти также нуждается в поддержке и сохранении. Но каким образом поддерживается единство плоти? Оно поддерживается служением ветхозаветной букве. Не нужно думать, что служение букве является не интересным и не привлекательным. Павел отмечает, что оно славно, и даже отличается сиянием. "Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисея по причине славы лица его преходящей" (Шор.3:7). Вот по-чему служение ветхозаветной букве привлекает так много христиан. Но они не замечают одного обстоятельства, что эта слава, как подчеркивает Павел, преходящая, она тускнеет и блекнет. Для плоти важно, чтобы был порядок, согласованность в действиях, которые обеспечиваются подчинением букве. Ее нужно постоянно держать в узде буквы закона. Удивительно, что плоть на это согласна, но она начинает противиться только тогда, когда Дух Божий требует ее смерти. Вот почему в различных церковных организациях существует так много правил, традиций, рабочих документов и руководств, определяющих поведение плоти. Для Духа существует только одно руководство - это Библия, а для плоти их необходимо множество. Что интересно, эти правила и документы постоянно пересматриваются, дорабатываются, уточняются, дополняются новыми положениями, и, тем не менее, они остаются несовершенными. Задумайтесь сами, почему это происходит? Пророк Иеремия замечает это и говорит: "Лукаво сердце человеческое, более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер.17:9). Вот почему требуется так много поправок и доработок в эти документы. Однако ожидаемое единство так и не наступает.

Но какой путь предлагает Бог? Е.Уайт! замечает: "Нет необходимости следовать точно установленным правилам, исполнитесь Святого Духа, и ваши усилия возымеют успех. Присутствие Христа предаст вам сил. Оставьте все противоречия и споры, пусть возобладает любовь и единство; пусть все действуют, руководствуясь водительством Святого Духа" ("Избранные вести" т.1. с.88, Изд. "Источник жизни").

Бог не хочет, чтобы люди устанавливали в Его церкви точные правила, которым должны следовать все. Духу совсем не нужны правила, они нужны для плоти. Поэтому Господь призывает нас не правилам следовать, а исполнятся Святым Духом. Каждый должен быть исполнен Духом Святым, тогда будет успех и будет единство. Силу дает нам присутствие Христа. Это личностный фактор. И через пребывание Христа в нас, осуществляется главная цель - единство во Христе! Такая церковь приносит драгоценный плод - любовь! Только таким образом осуществляется наша миссия в этом мире!

(Продолжение следует)

< На страницу содержания Специального раздела >

< На страницу содержания подраздела Бюллетень №3 >