«Пять владельцев Филистимских» — 9 Печать
Автор: Николай Линк   
13.01.2017 11:59

Части материала
«Пять владельцев Филистимских»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


Часть 9

История Самсона, это удивительная наглядная иллюстрация, помогающая нам увидеть всю непредсказуемость и сложность греховной природы человека. Автор сюжета явно показывает нам, что́ движет человеком в его поступках. Не внутренняя красота духа раскрывается нам в жизни Самсона, а его внешние данные: необыкновенная сила, красота и пропорциональность тела, талант, неудержимые желания, страсть к приключениям и развлечениям. Внимательный исследователь жизни Самсона может в нем увидеть самого себя. Не «сучек», а «бревно», вдруг обнаруживается в самом себе при чтении этой истории.

Данной притчей (Матф. 7:3) Христос хочет сказать нам, что сучек — это всего лишь внешние поступки человека, а бревно — его внутренняя составляющая, греховная природа. Без бревна сучков не бывает. Почему же мы не замечаем бревна? Будучи ориентированы на внешнее, мы просто не берём во внимание внутреннюю природу человека. Мы смотрим чисто материалистически. Даже пророки не замечали «бревна» и видели исключительно «сучек», но Господь не так смотрит на нас:

«Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар. 16:7).

Наш герой, Самсон, добился своего и закатил свадебный пир на семь дней! По обычаю того времени он избирает тридцать друзей жениха, Самсон лично выбирает их из филистимлян, похоже, что из своего народа он никого не пригласил на пир. Роль тамады на пире Самсон взял на себя. Обладая незаурядными талантами и способностями, он решил развлечь гостей на пиру и загадывает им странную, придуманную им самим загадку, заключив предварительно пари с ними.

«И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд; если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Они сказали ему: загадай загадку твою, послушаем. И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадку в три дня» (Суд. 14:12-14).

Читатель, уже знакомый с прежними «подвигами» Самсона, догадывается, о чем идет речь. Но для тридцати брачных друзей загадка была просто неразрешимой. Загадка Самсона действительно странная, но глубоко символичная. Она непосредственно связана с эпизодом убитого им льва. Мы увидели в образе убитого льва бесценную жертву Иисуса Христа, из смерти которого изошла жизнь. Но что могли знать об этом брачные друзья, притом язычники, которым неведомы тайны духовной жизни? Абсолютно ничего! Для них это было проигрышное пари.

Понимая, что им никогда не отгадать загадки, они решили обратиться за помощью к своей соплеменнице, невесте, в надежде, что ей Самсон уже открыл тайну, и через нее выведать для себя ответ. Но, к их удивлению, жена тоже не знала ответа. Тогда они решили терроризировать жену, чтобы она во что бы то ни стало узнала ответ у Самсона, в противном случае они пригрозили ей и всему дому ее отца жестокой расправой.

«В седьмой день сказали они жене Самсоновой: уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас? И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?» (Суд. 14:15,16).

Странно ведет себя жена, не правда ли? Испугавшись угрозы своих соотечественников, она использует всю свою женскую ловкость, чтобы добиться ответа от мужа. Вместо того чтобы обратиться за защитой к мужу (что является естественным для нормальной женщины), которому ничего не стоило вступиться и за нее саму, и за дом её отца, она использует все свое женское обоняние и хитрость с целью выведать ответ, чтобы затем передать его друзьям жениха, и таким образом обезопасить себя. Неужели Самсон не защитил бы ее, если бы она обратилась к нему? Такое трудно представить, тем более для него это могло бы стать прекрасным поводом «отомстить филистимлянам» и начать освобождение своего народа из-под ига филистимского, о чем мы читали выше. Но она поступает в соответствии со своими взглядами, чувствами, пониманием, беспокоясь только о своей безопасности, вместо того, чтобы обратится за помощью к своему мужу и положиться на него.

А как бы вы поступили на ее месте? Я вдруг задумался!.. В этом конкретном эпизоде с женой Самсона, оказавшейся в трудном положении, в точности раскрывается поведение жены-церкви, которая поступает подобным же образом. Церковь не верит, что муж-Христос в состоянии защитить ее от всех опасностей, что для Него это является прекрасной возможностью отомстить всем врагам Своим, у которых мы в порабощении. Но, оказавшись в трудном положении, церковь, как и жена Самсона, ищет спасения для себя самостоятельно, в соответствии со своим пониманием, не полагаясь на своего Господа. Так поступил однажды Аврам, оказавшийся в опасности для своей жизни; так поступали его дети, Исаак и Иаков; так поступали многие библейские герои… Так поступает, увы, и церковь, прообразом которой в Библии является жена. Поступок жены Самсона, в точности отображает поведение церкви, действующей по своему усмотрению для обеспечения своей безопасности. Мы читаем:

«И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего» (Суд. 14:17).

«Плакала она семь дней», а, может быть, еще молилась и постилась пред своими богами, и все только с одной целью: выведать ответ, который она хотела выгодно для себя продать. Что в этом плохого, скажете вы? Она действовала совершенно естественно. Естественно, но бесчестно! Она просто предала мужа своего, открыто демонстрируя, что́ для нее важней. А важней для нее оказались не авторитет мужа и его слава, а личная безопасность и слава ее народа. Об этом она и твердит Самсону: «ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее». Жена идентифицирует себя не в единстве со своим мужем, что должно быть естественно для нее, а в единстве с сынами народа своего, это для нее оказалось важней. Ответ она получила… И тут же передает его сынам народа своего с надеждой, что теперь она и дом ее отца в безопасности.

«И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки» (Суд. 14:18).

У меня как читателя этой истории возникает справедливый вопрос. Самсон прекрасно сознавал, что ответ друзья получили от его жены, это видно из стиха, сами они никогда бы не отгадали загадки. Нужно ли было Самсону выполнять условия пари? Почему же он, отчетливо сознавая, что ответ получен нечестно, а, следовательно, они (друзья жениха) не заслуживают никакой чести, всё рано идет и, молча, выполняет условия пари? Мы читаем:

«И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены [платья] их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего» (Суд. 14:19).

Трудно нам судить об этом… Однако, здесь нам открывается глубокий образ — непостижимое и прекрасное качество характера Божия! Мы ничем не заслужили и не можем заслужить благоволения Господа, но, тем не менее, Господь ежедневно дает нам все необходимое для нашей жизни. Самсон снял с убитых им филистимлян одежды и отдает их друзьям. Кто-то должен был умереть, чтобы они могли иметь одежды. Эти друзья жениха абсолютно не заслужили того, чтобы получить обещанные одежды, но они получили их, благодаря смерти других. Бог дает нам всё, и дает всем незаслуженно! Библия говорит:

«Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17).

Знаем ли мы, за счет кого мы живем и получаем все необходимое для нашей жизни? Самсон приносит одежды и отдает им. Благодаря своей необычайной силе он мог бы просто раздеть эти тридцать человек, сняв с них одежды, но он убивает их. Здесь опять мы встречаемся со смертью, ради блага других. Наша жизнь исключительно в смерти Сына Божия! Автор замечает одну важную деталь в поведении Самсона: «И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего». Что это значит? Это означает, что люди не ценят Божьей благодати и не сознают себя недостойными всех благ Божьих, и тем они огорчают Господа, вызывая на себя Его гнев.

Хотелось бы еще подробней остановиться на самой загадке Самсона и вникнуть в ее духовный смысл; безусловно, он очень глубок. Какой образ нам открывается в самой загадке? Имеет ли эта загадка какое-то отношение к современному человеку? Приведем ее еще раз:

«И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадку в три дня» (Суд. 14:14).

Мы уже отмечали, что образом убитого молодого льва является Иисус Христос. Но как понимать используемые Самсоном выражения в его загадке, «Из ядущего вышло ядомое»? Лев действительно ядущий, он хищное животное. Неужели Бог — «ядущий»? Что говорят нам пророки о Боге? Посмотрим несколько библейских текстов:

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан. 7:9).

«Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс. 49:3).

«Потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29).

«Ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею» (Пс. 46:3).

Данные тексты однозначно свидетельствуют нам о непостижимой для нас природе Бога, которая для греховного материального человека является огнем поядающим. Бог страшен для человека. В присутствии Божьем человек исполняется животным страхом. Но Бог позволяет Себя убить, и мы видим, что Самсон разрывает льва, как козленка; это говорит нам о том, что гнев Божий обращается не на человека, а на Сына Божия, на Христа. Вместо того, чтобы огонь Божий покарал грешника, Бог становится жертвой Сам ради Своей любви к человеку, даруя ему всепрощающую благодать из Своей смерти. Вторая часть загадки и свидетельствует об этом: «из сильного вышло сладкое».

Не могут люди уразуметь Божие величие, Его вечную благость и любовь. Не понимают они великой тайны благочестия! Не доверяются Ему. Для этого нужно перестроить свое мышление с материального на духовное. Не могли отгадать загадки друзья жениха на пире. Не желая признать свою несостоятельность, они обратились к жене Самсона, чтобы через нее выведать ответ.

Здесь нам раскрывается еще одна важная истина. Жена — образ церкви. Своей церкви Господь дает откровение о тайне благочестия для того, чтобы она могла полученным откровением свидетельствовать о славе и могуществе Господа и Его любви. Но вместо того, чтобы прославлять своего Жениха и Спасителя, церковь использует откровение Божие в своих корыстных целях, спекулируя им для своего материального благополучия и безопасности. Именно этим занималась жена Самсона. Фактически она предала своего жениха, отвергла его ради своей безопасности. Церковь как невеста Христа предает Своего Господа, когда использует откровение, данное ей, корыстно, для своего благополучия и безопасности.

Сама загадка, заданная Самсоном на пире своим друзьям, имеет в себе еще один символический элемент. С момента грехопадения человечество, рождаясь в этот мир, ищет ответ на вопрос о смысле жизни. Это — неотгадываемая загадка для любого человека, которую жизнь задает каждому. С глубокой древности человек задумывался над тем, для чего он рождается в этот мир?! Это загадка! И никакие философские школы — ни древние, ни современные — никогда не могли и не могут дать вполне определенный ответ на этот вопрос. Загадка остается без ответа.

…И только в седьмой день жена получила ответ от Самсона, и тут же передает его друзьям жениха…

Ответ получила церковь через воплощение Христа, Его смерть и воскресение! Это откровение славы Божьей церковь должна была нести миру, благовествуя людям о любви Божьей и Его спасающей благодати. Откровение получали патриархи древности Ной, Авраам, Моисей, и затем Бог избрал Себе народ Израиля (церковь), через который Его любовь и благость могли быть открыты всему миру. Но история народа израильского свидетельствует нам, что церковь не желала прославлять своего Господа и думала только о своей безопасности и благополучии. Пророки говорят:

«И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: "они - народ Господа, и вышли из земли Его". И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришел» (Иез. 36:20,21).

Что произошло с народом израильским, обесславившим своего Господа? Их постиг гнев Божий. Вся история Израиля — это трагический образ произошедшего на брачном пире Самсона. Чем окончился тот пир? Самсон во гневе удаляется в дом отца своего, а жена тут же выходит замуж за друга жениха.

«А жена Самсонова вышла за брачного друга его, который был при нем другом» (Суд.. 14:20).

Самсон удалился, но он не отказывается от своей жены, ему нужно время, чтобы осмыслить явное предательство и измену. А жена, недолго думая, тут же выходит за одного из брачных друзей. Именно это случилось с церковью Ветхого Завета («Нет у нас царя, кроме кесаря», — кричали первосвященники и народ в момент распятия), это же происходит и церковью Нового Завета в конце первого века.

В церкви появились люди, которые пытались установить свою власть в ней. Это всевозможные диотрефы, любящие первенствовать (см. 3Иоанн. 9), николаиты, которые своим учением были противны Христу (см. Откр. 2:6, 15), ианиии и иамврии, имеющие вид благочестия (см. 2Тим. 3:8), и многие другие. Таким образом, Церковь предала своего Жениха и вышла замуж за другого, за друга жениха; церковь стала управляться не Духом Святым, а епископами. В друге жениха, за которого вышла жена Самсона, можно видеть различные религиозные организации, претендующие на право распоряжаться церковью и использовать ее для своих целей, но ничего общего с ней не имеющие. Об этом писал апостол Павел, предостерегая церковь:

«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29,30).

В своем послании к Коринфянам апостол Павел очень образно обращает на это внимание, обличая церковь в ее блудодеянии:

«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего» (1Кор. 5:1).

Жена по праву принадлежит Христу. Он сочетался с ней, Он искупил ее Кровью Своею. Но в Коринфской церкви нашлись люди, которые «приватизировали» церковь и сделали ее своей собственностью, управляя в ней по своему усмотрению. Апостол говорит, что такое не должно допускаться. Такого нужно, по словам Павла, «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5:5). К сожалению, история церкви свидетельствует о том, что именно это происходило и происходит с церковью во все века. И все потому, что жена вполне добровольно выходит за друга жениха, как это случилось в истории с Самсоном.

Будет ли Христос мирится с таким положением дел в Своей Церкви? На этот вопрос мы ответим при разборе дальнейшей истории жизни пророка Самсона.


<= Предыдущая часть | Следующая часть =>