Семейное образование: жизнь без школы Печать
Автор: Людмила Ерохина   
26.05.2015 15:20

"И сотворили школу так, как велел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл,
поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой
пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к
неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать
теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать.
Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам
искать знания – ему они даются в готовом виде….
И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились
в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, многие дети зачахли,
стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни.
Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта.
Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
И погибла школа "
Адольф Ферьер, Швейцарский педагог

Первый вопрос, который задают нам с мужем, когда узнают, что наши дети уже 3 года не учатся в школе: «Почему? Что заставило вас выбрать такую форму обучения?»

Ничего нас не заставляло, никто не принуждал. Многие путают семейное образование с ситуацией, когда домой отправляют учиться или больных детей, которые из-за здоровья не могут находиться в школе, или двоечников, хулиганов, которые портят не только нервы, но и «статистику». Наши дети хорошо учились, участвовали в олимпиадах, конкурсах, организовывали свои выставки, писали научные проекты. Но однажды Бог нам открыл, что все то суета, что мы упускаем из виду нечто гораздо более важное, чем хорошие оценки, поэтому мы сменили форму обучения.

Дома учились такие выдающиеся личности, как Бородин, Эдисон, Марк Твен, Бунин, Вашингтон, Линкольн… Черчилль однажды сказал, что «Школа, не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития». Школа – это своего рода конвейер, выпускающий среднестатистического человека со среднестатистическими знаниями и такими же мыслями. Как в анекдоте про автомат для бритья: «Это только в первый раз у вас формы лица разные, а потом у всех одинаковые». Дома можно самостоятельно определить, когда эффективнее заниматься учебой, а когда любимыми делами. Можно изменить акценты в содержании образования, учитывая склонности ребенка, можно выбирать учебники и программы – это и есть индивидуальный подход.

Детей нужно учить не только считать и писать, их надо учить слушаться Бога, думать. Надо научить их жить, контролировать свое время, самостоятельно находить информацию, работать с книгами, разбираться с заданиями, заниматься углубленно теми делами, которые нравятся им самим. Ребенок дома находится под любящим родительским контролем, он окружен вниманием, чувствует заботу, ощущает безопасность, необходимые для полноценного развития и обучения. Разве учитель может подойти и поцеловать, обнять, если задача не решается и хочется все бросить? Дома можно экспериментировать, творить. Вы пробовали изучать физику по книгам Т.Тита? А знаете, что таблицу умножения можно быстро отработать по тренажерам, проходя интересные лабиринты и рисуя картины. Ошибся – картина не получится, а в самой картине нарисован ответ на необычное задание. Можно не читать книги о колдовстве, убийствах на литературе. Ребенок сам решает, насколько глубоко он хочет изучить ту или иную тему. Не нужно подробно изучать теорию эволюции, зато можно послушать прекрасные лекции Кент Ховинда, который доступным языком ее научно опровергает. Есть время до аттестаций, есть предметы, которые нужно сдать, есть свобода и ответственность за свой выбор. Можно спокойно прочитать весь учебник по ОБЖ не за год, а за пару дней, а потом пойти в поход с папой и научиться разжигать костер, строить убежище, добывать воду, перевязывать раны.

Дома не нужно ориентироваться на «среднюю температуру в больнице». Если ребенок не дотягивает какой-то предмет, не нужно его мучить. Если он уходит в отрыв от класса, зачем его тормозить, ожидая, пока все поймут эту тему? Не все – математики, не все – журналисты. Каждый индивидуален. Нужно просто помочь детям найти себя и свое место в жизни. В таких условиях ребенок чувствует себя комфортно, он лучше запоминает информацию, быстрее соображает, он любит учиться. И главное, у него нет стрессов. Взрослые стремятся избегать стрессов: не нравится работа – уволился, нашел другую. Мы не идем в тюрьму или психиатрическую больницу, чтобы научиться дисциплине, научиться решать конфликты с трудными людьми. Если вам не нравится сосед, вы просто близко не общаетесь с ним, а приглашаете в гости тех, кого любите, кто вам интересен. А ребенка лишили выбора, лишили свободы. Он должен каждый день идти в школу, сидеть с тем, с кем посадил учитель. Говорить тогда, когда разрешат. И только то, что написано в учебниках, хотя многие переиздавались уже десятки раз, и информация уже давно устарела. Ребенок не может остаться дома, потому что на улице плохая погода, или потому что он плохо себя чувствует, но еще не болеет, или просто нет настроения и хочется посидеть в одиночестве.

Свободный график занятий способствует снятию излишней напряженности. В результате выигрывает вся семья. Можно утром спокойно почитать Библию, а не бежать на уроки. Если мы хотим провести семьей весь день вместе, куда-то съездить отдохнуть, пообщаться, нам не нужно у кого-то отпрашиваться. Мы свободно планируем свои семейные мероприятия, не подстраиваясь под каникулы или праздники.

Нас с мужем часто спрашивают: «А как же социализация детей?» Но ведь социализация – это усвоение ребенком норм общественного поведения. Про нормы современной общественности я лучше промолчу. Наши дети ходили в школу. В очень хорошую школу, но это не мешало даже первоклассникам отправлять друг другу записки с предложением, к примеру, заняться сексом с кошкой или собакой. А перед уроками семилетние девочки свободно могли сбегать к ближайшему дому, позвонить по домофону и спросить: «Проституток не заказывали»?

Разве за «социализацией» нужно ходить в школу или в детский сад? Ребенок усваивает правила поведения при любом удобном случае, живя обычной жизнью, глядя на родителей, а не в специально созданных для этого условиях со специальными правилами. По четким правилам хорошо в игры настольные играть, а не жить полноценной свободной жизнью. Да и, честно говоря, глядя на толпы курящих подростков, на пьяную, матерящуюся молодежь, на горы мусора в парках, в лесу, на пляжах, даже возле домов, как-то не верится, что всё это наделали люди, которые не прошли социализацию в школе. Школу они прошли, просто не имели доброго примера дома. Видно, их родители очень надеялись, что именно школа воспитает их деток. А может ни на что не надеялись, просто некогда было самим заниматься воспитанием.

Павел писал: «…взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Взирая на Господа, мы преображаемся в Его славу, взирая на современное общество, мы становимся похожими на это общество. И заразиться от больных гораздо легче, чем стать здоровым, глядя на здорового.

Когда мы говорим о своих опытах нашим знакомым, сразу слышим: «Это невозможно для нас. Ведь это очень дорого». Вы доверьтесь Богу, и Он благословит. Даст возможности, мудрости и вам, и детям. Если принимаете в семье решение, что жена не будет работать, Бог благословит мужа. Многие мои знакомые говорят, что им не хватает денег, поэтому женщина вынуждена работать. Я верю, только все заработанное многие потом тратят на детские сады, школу, на вредную еду, поездки за границу, походы в кафе, одежду, ведь ее нужно в разы больше иметь, чтобы ходить каждый день на работу. Мы не покупаем подарки учителям в школу к праздникам, не сдаем деньги на ремонты, на школьную форму, цвет которой выбрало большинство родителей на собрании, в которой, кстати, неудобно перепрыгивать через забор или залезать на деревья. Мы те же самые деньги тратим на книги, дидактические пособия, на развитие наших детей.

Еще удивляет фраза: «Да это у вас дети особенные, умные, раз могут сами учиться». Да самые обычные у нас дети. Первый год мы учили их учиться самостоятельно. Теперь им фактически не нужна наша помощь. Да и приоритеты мы в своей жизни поменяли. Для нас важнее, чтобы дети смотрели на Господа, научились практическому ремеслу, которое поможет содержать большую семью, а не просто получили пятерку за какие-то непонятные абстрактные знания. Вот термин из учебника биологии: «Вакуóль — одномембранный органоид, содержащийся в некоторых эукариотических клетках и выполняющий различные функции (секреция, экскреция и хранение запасных веществ, аутофагия, автолиз и др.). Вакуоли развиваются из мембранных пузырьков — провакуолей. Провакуоли являются производными эндоплазматического ретикулума и комплекса Гольджи, они сливаются и образуют вакуоли. Вакуоли и их содержимое рассматриваются как обособленный от цитоплазмы компартмент».

Как знание этого термина поможет вырастить урожай, поможет бороться с вредителями без химии? Мне кажется, что, помогая на огороде, сыновья узнают гораздо больше полезного.

В последнее время в церкви все больше звучит просьб молиться за школьников. Проблемы с учителями, трудности с отстаиванием субботы. Родители бьются, отстаивают свои права, пишут жалобы. А ведь, может быть, через все это Господь открывает, что нужно уходить из школы, чтобы спасти своих детей, чтобы получить духовные благословения. Да Бог по великой милости вывел Лота из Содома. Он спас двух его дочерей, к сожалению, остальные дети и жена погибли. Но какими стали эти дочери, как повлияла обстановка, в которой он жили, на их сердца, на их духовную жизнь?

Что стоит понимать и помнить тем родителям, которые хотят встать на этот путь? Нужно много молиться, чтобы Бог дал мудрости и сил. Нужно любить своих детей, ценить то короткое время, которое они находятся с нами. Дети – это таланты, которые дал нам Господь на некоторое время. Они – не наши. Это дар Бога, Его благословение. Однажды Господь придет и спросит, как мы преумножили этот дар. Нужно постараться открыть нашим детям характер Бога, Его любовь и милость, помочь им сформироваться и найти свое место в жизни. Никакой учитель, никакая школа не сделает это за вас. Воспитание вашего ребенка – это только ваше дело. Именно родители, а не учителя или кто-то еще, заинтересованы в духовном развитии, в благополучии и безопасности своих детей. В том, чтобы дети стали счастливыми. Если это будет, мы верим, наш мир станет чуть лучше.

Если у вас будут какие-то вопросы, пишите. Поделимся своим опытом. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Семья Ерохиных