«…А день седьмой – суббота, Господу, Богу твоему…» Печать
Автор: Николай Линк   
15.05.2013 15:42

Фраза в заголовке взята из четвертой заповеди Закона, данного Израилю на горе Синай по выходу их из Египта. Большинство христиан считают, что Десять заповедей были даны исключительно Еврейскому народу и к христианству не имеют никакого отношения. Тогда выходит, что слово «твоему» указывает именно на Еврейский народ, и Господь Бог, сотворивший небо и землю, является только их Богом. А другие народы не имеют к этому Богу никакого отношения, они имеют своего, неизвестно какого бога. Бог Евреев ясно выразил Свою волю к Своему народу. Он говорит: «Помни день субботний… – потому что – седьмой день – Господу Богу твоему». Другими словами, «Я ваш Бог, и Я хочу, чтобы вы помнили, что Седьмой день – Мой день. Если вы хотите считаться Моим народом, вы будете помнить, что Седьмой день – Господу, Богу твоему». Этим Господь полагает некий отличительный знак между Своим народом и другими народами.

Обратите внимание, что в заповеди о субботе, да и вообще, во всех десяти Заповедях нигде не сказано, что Израиль априори является Божьим народом, и заповеди относятся непосредственно к ним, Евреям. Ключевое слово четвертой заповеди – «Помни», а ключевая фраза – «День седьмой суббота, Господу, Богу твоему». Таким образом, всякий, кто считает Господа, Бога своим Богом обязательно будет помнить в своей земной жизни, что Седьмой день принадлежит моему Богу, это Его день.

Важно заметить, что Десять заповедей так и начинаются: «Я Господь, Бог твой…». Не может человек считаться разумной личностью, если богом его является не Бог, создавший мир за шесть дней, а нечто другое. Такие народы обречены на вымирание, у них нет будущего. История нашего мира показывает нам это наглядно. Историки и антропологи сообщают нам о существовании древних цивилизаций. Существовала так называемая Шумерская цивилизация. Что осталось от этой великой цивилизации?.. Вспомним более близкую нам цивилизацию древнего Египта. Что осталось от Египта?..

История также говорит нам о древних мировых империях: Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим. Народы, основавшие эти империи, владели огромными богатствами и подчиняли себе всех. Но где сегодня эти грозные империи?.. На смену Риму пришел так называемый христианский Рим во главе с папами, подчинявшими себе всех Европейских королей. Веками народы Европы чувствовали на себе гнет религиозной власти Рима. Но и это прошло. Империи сменялись одна другой, а Римская церковь потеряла свое влияние на царей Европы. Смею утверждать, что все эти грозные и могущественные империи пали, потому что никто из них не помнил, что «День седьмой суббота – Господу, Богу твоему».

Что особенного заключает в себе Седьмой день? Чем отличается он от остальных шести дней недели?

Разницу мы замечаем в самом начале. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». (Бт. 2: 2,3). Господь отделяет Седьмой день от шести других дней тем, что Он почил в этот день. Он благословил его и освятил. Если шесть дней были использованы для того, чтобы создать прекрасный материальный мир и поместить в него человека, то в Седьмой день Бог почил и благословил этот день ради человека. Бог желал провести седьмой день с человеком, которого создал, чтобы даровать ему духовные благословения, без которых человек не может чувствовать себя счастливым.

Но человечество изначально пошло другим путем. Змей обольстил человека, внушив ему, что он может стать богом, всего лишь вкусив запретный плод. Таким образом, Седьмой день оказался невостребованным человеком. Дьявол, обольстивший человека, внушил ему, что для полного счастья ему необходимо всего лишь развитие (кстати, в этом смысл учения Каббалы…) и материальное благополучие. Со временем человечество вообще забыло о духовном богатстве, заключенном в седьмом дне. Люди, как говорит нам Библия, «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1: 21).

Давайте посмотрим, как в истории народа Израильского раскрывается сакральный смысл и значение заповеди о Субботе, заключавшей в себе благословение для человечества. Оказавшись в пустыне на сорок лет за свое неверие, народу Израиля, наконец, предстояло наследовать обетованную землю. Иисус Навин, приемник Моисея, должен был ввести народ в землю, которую пока еще населяли другие народы. Каким чудесным образом Бог намеревался ввести их в обетованную землю!

Первым препятствием на их пути стоял могущественный укрепленный город-крепость Иерихон. Но какой удивительный Божий план был открыт Иисусу Навину! Я просил бы читателя этой статьи самостоятельно прочитать прекрасную историю о взятии города. Она записана в книге Иисуса Навина, 2-6 главы. В данной статье хочу остановиться только на тех моментах, которые касаются субботы, Седьмого дня.

Господь дал ясное указание Иисусу, что необходимо делать народу. Все были задействованы: священники с трубами, идущие впереди, Ковчег Завета, за которым следовал весь народ. Начиная с первого дня, рано утром они молча обходили вокруг стен города, слышен был только тревожный звук трубящих труб, и так каждый день, вплоть до седьмого дня. В Седьмой же день нужно было семь раз обойти город. И на седьмой раз, когда весь народ начал восклицать произошло нечто невероятное!

Прочитаем: «В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Ис. Нав. 6: 14,15).

Мощные стены Иерихона пали, словно карточный домик, хороня под собой многих жителей города. При этом Иисус Навин сделал еще одно важное предостережение Израилю: «Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтобы и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город. И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё истребили] мечом» (6: 16 -20).

Повеление Господа было ясным и определенным. Условия, при которых произойдет разрушение стен города, были вполне конкретными. Именно в Седьмой день будет дана великая победа Израилю. Но странное повеление, на первый взгляд, в отношении всего и вся находящегося в городе – все предать заклятию. Это значит, что никто ничем не может воспользоваться для себя. Только золото, серебро и все сосуды медные и железные должны быть посвящены Господу. Непонятным это было для многих, возможно и для нас. Странным и несерьезным это показалось и Ахану, из колена Иудина, решившим пренебречь Божьим откровением (смотри Ис. Навин 7 глава). Почему он это сделал, мы можем только догадываться. Но вот что говорит нам Священное Писание: «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает [их], но не слушается» (Прит. 29: 18-19).

Безусловно, Ахан понимал то, что было сказано Богом, но не слушался. Почему? Потому что он раб! А Господь не рабов хочет иметь, а друзей. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15). И потому Бог дает людям Свои откровения. Ахан же не пожелал изменить свой статус раба.

Почему так строго и немилосердно был наказан Ахан со всем своим домом? Какой смысл имело для Израиля заклятие города Иерихона, всех людей, скотины, имущества и драгоценностей? Хотел ли Бог в очередной раз испытать Израиль на верность? Конечно, нет! Он знает нашу неверность. Но Израилю в очередной раз давался урок: что-то принадлежит исключительно Господу, и они под страхом смерти не имеют права пользоваться этим для себя.

Вспомните, ведь стены непреступного Иерихона рухнули именно в Седьмой день! «А день Седьмой – суббота, Господу Богу твоему»! Свою чудесную победу над Иерихоном Израиль одержал именно в Седьмой день, в субботу. Изначально Суббота имеет глубокий духовный смысл. Вот почему Израилю было запрещено брать что-либо для себя. Драгоценности были посвящены Господу, а люди с имуществом и всеми животными должны быть уничтожены. Это глубоко символично.

Бог хочет, чтобы человек вошел в Его покой и не перетаскивал в него что-либо из материального мира. Человек может наслаждаться присутствием Божьим и радоваться в общении со своим Творцом. Но на это способен только друг, а не раб. Раб понимает, но не слушается. И это самая большая проблема для Бога во все времена. Однако этот запрет и сегодня нарушается. Современные Аханы вносят в свою духовную жизнь множество материальных «драгоценностей», понравившихся им, и остаются безнаказанными. Но так ли это? Остаются ли в действительности безнаказанными люди, присваивающие себе заклятое? Мне кажется, что отсутствие Божьей силы и присутствие духовной слабости в жизни христиан является наглядным доказательством того, что Бога давно уже нет в церкви.

«И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?" (Втор. 31: 17). Самым большим наказанием для народа Божьего является то, что Бог оставляет Свой народ, и тогда его постигают многие бедствия и скорби. Но задаются ли люди в церкви вопросом: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?" – похоже, что нет.

Посмотрим еще на важные духовные уроки, содержащиеся в рассматриваемой нами истории с завоеванием Иерихона. Иерихон, город-крепость представляет собой греховное человеческое сердце с царствующим в нем сатаной. Дьявол восседает на троне сердца человека, а излюбленные грехи, совершаемые нами, представляют собой толстые стены, которые никогда не рухнут сами. Человек не может вырваться на свободу от своего царя и не может перестать грешить, такова его природа. В этих толстых стенах греха живет человек, лишенный всякой возможности на другую жизнь. Писание говорит нам: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Прит. 5: 22). Раав-блудница живет в стене города. Это образ всякого человека, это я, моя личность! Человек живет в толстых стенах своих грехов и не может вырваться из них.

Раав-блудница была не удовлетворена своим греховным образом жизни, душа ее тянулась к чему-то неведомому. С детства она слышала чудесные рассказы о неком народе, вышедшем из Египта и живущем в пустыне. Она все больше проникалась этими рассказами о чудесах, которые Бог творил для Своего народа. И вот однажды к ней пришла весть! Пришли два соглядатая из того самого народа, о котором она так много слышала. Два соглядатая, посланных Иисусом Навином пришли именно к ней, к блуднице, и остановились у нее.«И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там» (Ис. Нав. 2: 1). Почему они выбрали именно это место для своей остановки, автор Библии не сообщает нам. Нам остается только предполагать. Раав блудница оказала им любезный прием, спрятав незнакомцев, когда «полиция», посланная царем иерихонским пришла, чтобы арестовать шпионов. Апостол Павел сообщает нам, что сделала она это верой. «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11: 31). Оказывается, все это она делала исключительно по вере!

Личность Раав блудницы глубоко символична. Это каждый человек, это я! Каждый человек рождается во грехе! Царь Давид это признает буквально, когда пишет свой знаменитый покаянный псалом: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). Замечательно то, что Раав блудница стала прапрабабушкой славного царя Давида, и также праматерью Иисуса (Мф. 1: 5). Нам остается только надеяться, что Бог пошлет своих соглядатаев и к нам, чтобы спасти нас.

Слава Богу, но именно такова Весть Евангелия! Два соглядатая – Ветхий и Новый завет Священного Писания посланы к нам и говорят нам о том, что Бог намерен разрушить толстые стены моей греховной жизни и спасти меня- блудницу. Посмотрите, что сообщают нам «два соглядатая»: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9: 6,7). «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21).

Это только некоторые тексты из Ветхого и Нового Заветов, сообщающие нам радостную весть Евангелия. Евангелие приходит именно ко мне, к блуднику, живущему в стене своих грехов. Что я делаю с этими вестниками Евангелия? Сохраняю ли я слова эти в своем сердце, или же выдаю «соглядатаев» людям царя Иерихонского? Раав блудница приняла у себя людей и спрятала их от искавших «полицейских». Она верила всей душой, что город Иерихон обречен и подлежит разрушению, такова воля Божья. Она теперь действует в соответствии со своей верой и за это получает спасение. Спасается не только она, но и весь дом ее.

Рассмотрим более подробно, в чем собственно была ее вера? Пришедшим к ней соглядатаям, она говорит: «Прежде, нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Ис.Нав. 2: 8-11).

Она твердо заявляет: «Я знаю…», «мы слышали…», «ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе…». Может возникнуть естественный вопрос: откуда она это знала? Ведь Израиль, после выхода из Египта сорок лет бродил по пустыне? Выходит, что она слышала об этом еще в своем раннем детстве. И чем старше она становилась, тем сильнее крепла ее вера в Бога на небе вверху и на земле внизу! И в тот момент, когда к ней пришли соглядатаи, она была окончательно уверена в том, что Израиль является Божьим народом, которому поручена особая миссия в мире. Она слышала и поверила, и потому и дела ее теперь исходили из веры. Верою она их спрятала, и вера побудила ее просить их о сохранении своей жизни и жизни своих близких. И ее вера была вознаграждена!

Удивительно, но Раав блудница получила спасение со всем своим домом исключительно по вере, а не за какие-то заслуги. Спасение всякого грешника, блудника и блудницы будет только по вере! Об этой вере так много говорит нам апостол Павел. Посмотрим некоторые тексты: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим 3: 21-23, 28, 30,31).

Такова добрая весть Евангелия. Наше спасение зависит исключительно от того, что делает Бог для нас, через Иисуса Христа, а не от нас. Раав блудница поверила, что Бог отдает их землю Своему народу, и в силу своей веры она вошла в общество народа Божьего и стала считать Господа Бога своим Богом.

Что могли сделать Израильтяне для своей победы над непреступным Иерихоном с его толстыми стенами? Ничего! Сила Божья проявилась тогда, когда они в точности следовали всем указаниям Господа через Иисуса Навина. Каждый день они молча обходили вокруг города, следуя за ковчегом, а священники трубили трубами. И так поступали они в течение шести дней. В Седьмой же день они обошли семь раз, и стены города рухнули! Господь явил Свою силу для них, и они победоносно вошли в город, где должны были всё и вся предать заклятию. Это была победа Господня, и они не должны были ничего не брать для себя.

Здесь мы также находим духовный урок для себя. Бог не желает, чтобы мы вносили что-то материальное из нашей прежней плотской жизни в свою духовную жизнь. Плотская жизнь подлежит заклятию, она должна быть распята. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Еф. 5: 24,25). Бог хочет, чтобы мы вошли в Его покой. Победу мы одерживаем исключительно Его силой, и поэтому плотская жизнь должна быть распята с Ним.

Но множество христиан поступают подобно Ахану. Они вносят в свою христианскую жизнь «слитки золота и красивые одежды». Оправдываясь, они говорят, что золото они хотят посветить Господу, а красивые одежды: «правильно» организованное служение и различные программы должны послужить для распространения «евангелия» и славы Божьей. Но нужно ли это Господу? Апостол Павел говорит: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем - либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё».(Деян. 17: 24,25). Непонимание этого ведет ко многим неудачам и поражениям Божьего народа.

История с Иерихоном не просто так записана в Священном Писании. Она содержит множество символических элементов для тех, кто сегодня следует за Христом в обетованную землю. Христос одержал совершенную победу в борьбе с грехом, и нам в своей духовной жизни остается только молча следовать за ковчегом нашего спасения, и однажды непреступные стены греха рухнут. Это Божья победа! И не следует ничего присваивать себе, а все посвятить Господу. Неудача, постигшая Израиль при завоевании небольшого городка Гай, нам явно показывает, к чему приводит небольшое отступление от определенных Божьих указаний.

Самая блистательная победа Израиля была одержана в Седьмой день! Бог желал ввести их в Свой покой, демонстрируя этим, что им не нужно что-то делать самим для входа в обетованную землю. Выражение: «А день Седьмой суббота – Господу, Богу Твоему» определенно свидетельствует нам, что победа уже одержана! Нам остается только войти в Его покой и всегда быть открытыми для Духа Святого, ведущему нас в обетованную землю. Помни, что день Седьмой суббота – Господу, Богу твоему!

Санкт-Петербург,
Май, 2013