Что есть Вера? Печать
Автор: Николай Линк   
29.03.2010 15:48

Добрый ПастырьСтрахи суеверияВопрос о сущности веры остается наиболее туманным и непонятным для многих, даже убежденных в том, что их вера самая правильная. Чаще всего религиозные убеждения человека продиктованы его суеверием, либо самоуверенностью, но далеко не верой, о которой говорит нам Писание. И мало кто утруждает себя тем, чтобы увидеть отличия, ничего общего не имеющих между собой веры и суеверия. Главное их отличие в том, что они исходят из противоположных источников. Вера исходит от Бога, так утверждает Священное Писание. «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян. 3: 16).

Суеверие же исходит из противоположного источника, и всегда порождает страх, оно рассчитано на то, чтобы отвратить человека от Бога. Суеверие чаще всего выражается в самоуверенности. Один из учеников Христа даже и не замечал за собой этого качества, так что Христос из любви к нему предсказывает события его отречения, в то время, когда Петр заверял Его, что готов идти за Ним даже в темницу и на смерть! Петр поймет это только после вторичного пения петуха. Глубоко в душе у Петра, неведомо для него затаился страх, а он и не замечал этого. И этот страх привел его к отречению от Того, за Кем он еще недавно был готов идти даже на смерть.

Неужели Петр не был искренним, когда он утверждал, что готов ради Христа идти на смерть? Конечно же, он был искренен, но этого недостаточно, чтобы не пасть. Тогда Петр не знал еще самого себя, что в глубине его души вместо веры проявлялось простое суеверие, продиктованное сатаной. Но Господь знал, что в душе у него, и Он помог Своему ученику осознать это и раскаяться в этом пороке. Подобные библейские истории могут помочь и нам видеть различия между верой и суеверием, выражающимся по-разному, но всегда исходящего из того же источника, сатаны.

Давайте посмотрим, что Библия говорит о вере? В своем письме к Римлянам, апостол Павел пишет: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12: 3). Библия утверждает, что вера — это дар Божий, и что она дается каждому человеку, без исключения. Почему же тогда не все ощущают в своей душе веру? Чтобы понять это, необходимо увидеть, в какой области человеческой личности присутствует вера, как Божий дар. Личность человека, по определению Библии состоит из трех составляющих. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5: 23, выд авт.). Человек — это не только тело и душа, но и дух! Если о теле и душе мы знаем сегодня очень много, то о духе человека мы не знаем ничего! Есть медицина, изучающая тело и его органы, есть наука психологии, изучающая душу и ее свойства, но нет такой науки изучающей дух человека, а ведь это основа всей его личности! Именно дух человека является той «частицей», которая связывает нас с Бесконечным, с Творцом. Апостол Павел утверждает: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.» (Рим. 8: 16). Дух Божий удостоверяет, подтверждает, доказывает, что мы — дети Божьи. Вера, которой Бог наделяет каждого человека, принимает это свидетельство Духа, побуждая человека склониться с благодарностью перед своим Творцом!

Следовательно, вера — категория духовная, и может проявляться только тогда, когда духовное становиться для человека главным в жизни. Именно такой веры ожидает Господь от каждого. Почему же последнее поколение, живущее перед приходом Господа, лишено веры, как это замечает Христос? «...Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18: 8). Все потому, что живя по плоти и исполняя желания душевные, человек просто не может проявлять веру.

Много верующих, но нет веры

Странно, что среди множества верующих Господу трудно найти веру, не правда ли!? Почему так происходит?

Известный богослов 20 века Паул Тиллих, размышляя над текстом апостола Павла, в своей книге «Динамика веры» писал: «Никакое приказание верить и никакая воля к вере не способны сотворить веру. Вера — дар Божий каждому человеку».

Но почему тогда не все люди имеют веру, точнее не пользуются этим даром Бога? Потому что вера, как мы упомянули — категория духовная, и на уровне душевно-телесном проявляться не может. Вера проявляется только тогда, когда человек ориентирован на духовное и свои отношения с Богом строит на уровне душевно-духовном. Классический пример этого мы видим у Марии и Марфы, в доме которых любил бывать Иисус. Мария искала душевно-духовных отношений, потому она сидела у ног Иисуса и ловила каждое слово. Марфу, с упреком обратившейся к Господу, Он обличает, указав ей, что она больше заботится о телесном. В понимании Марфы это было нормальным, и она делала это из самых чистых побуждений. Ведь нужно же принять и накормить дорогих гостей! Конечно, Евангелие не учит, что мы должны пренебрегать телесными нуждами, но они не могут стоять для нас на первом месте, где всегда должен быть дух! (см. Ин.6: 63) Мы забываем, что «Дух животворит», и, потому больше заботимся о телесном, плотском. На этом уровне человек всегда чувствует долг, необходимость. Нам кажется, что мы должны многое сделать, мы беремся даже за то, что нам не под силу. Такая жизнь нас утомляет и напрягает и лишает мира. Потому Марфа хотела, чтобы сестра ей помогла приготовить хорошее угощенье для дорогих гостей. Она даже выразила свое недовольство Иисусу, проявившему, как ей казалось, равнодушие. Лука замечает: «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10: 40).

Посмотрите, как Марфа пытается всех поставить на место, указывая даже Господу, что Ему нужно делать! Она занятая большим угощением, совсем не заметила, кто овладел ее сердцем. Христос мягко обличает ее, показывая ей на самое главное: «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 41,42). Дух же Марии наполнялся от слов Христа, и это важнее всего для человека в жизни.

В Своей Нагорной проповеди Христос учит нас не заботиться (см. Мтф 6: 25-34) Чтобы так жить нужна вера. Читая эти слова без веры, мы всегда будем путаться в понятиях. Мы отметили, что вера категория духовная. Большинство же пытаются, принципы, о которых говорит Христос в Нагорной проповеди, осуществлять на душевно-телесном уровне. Тогда это превращается в непосильный долг, и, чтобы хоть как-то осуществить это, люди создают систему и правила, чтобы жить по Писанию, предписывая их другим. Наглядным примером являются фарисеи. Они тщательно изучали Талмуд, Мишну и Гемару (сборники правил религиозной жизни Иудеев), где все было расписано, что и когда нужно человеку делать, чтобы угодить Богу. Но Богу противны такие дела, поскольку они продиктованы не верой, это дела плоти, и, какими бы добрыми не были наши побуждения, Бог не принимает это. Через пророка Господь говорит Своему народу:

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1: 11-15).

Богу противны наши дела, продиктованные суеверием. Ему не нужны наши дары, наши жертвы, наши богослужения, праздничные собрания, если они не исходят из веры! Посмотрите, какие сильные выражения использует пророк: «курение отвратительно, собраний не могу терпеть, праздники ненавидит душа Моя»! О, как часто мы бесславим и огорчаем Бога, доставляя Ему скорбь нашими собраниями! Если бы мы думали об этом! В чем же причина такого негодования Бога? Служение Богу на душевно-телесном уровне не может быть принято Им, и рассматривается как блуд. Пророк восклицает:

«Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (Ис 1:21).

Как это произошло, что священный город Иерусалим, гордость нации, стал блудницей? Все потому, что Израиль воплощал у себя языческие принципы богослужения, где боги требуют жертв и выполнения определенных ритуалов. Такое понимание Бога лежит на душевно-телесном уровне, и никак не может устраивать Бога Израиля! Спасение наше совершается Им, а не нашими богослужениями, оно не зависит от наших жертв. И как Он желает, чтобы мы поняли это! Поэтому пророк молился:

«Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра...» (Ис 26:3).

Посмотрите, что говорит Библия о том, где нужно искать Бога? Ни в храме, ни в какой-то церкви, ни в какой-то религиозной конфессии, Бог пребывает в каждом человеке благодаря Христу, Его воплощению. Но Его необходимо найти в себе, а без веры это невозможно. Без веры мы будем просто религиозными людьми, отправляющими свои религиозные культы как язычники. Если же мы Его ищем там, во внутренности нашей, т.е. в духе, Он даст нам найти себя. Но если мы ищем Его на уровне душевно-телесном — никогда не найдем. Там, суеверие, порождающее страх, и которое широко используется в каждой религии. Условно христиан можно разделить на три группы.

Первая группа, это люди верующие в Господа Иисуса Христа, они покаялись, верят, что прощены, и даже приняли Его как своего Спасителя. Но, в своей религиозной жизни они считают что теперь должны Богу доказать свою верность исполнением всех заповедей, совершением добрых дел. В лексиконе таких людей постоянно слышится: «Мы должны..., нам необходимо..., нужно прилагать усилия и т. д.». Они стараются всеми силами доказать Богу свою верность. И кое-что иногда у них получается. Однако такая религия утомляет. Они не чувствуют удовлетворения и внутреннего мира, и потому еще больше стараются доказать Богу свою верность. На этом пути Бога никогда не найти!

Вторая группа верующих, они также приняли Господа, веруют исключительно в заслуги Христа и Его жертву, что только Он оправдывает грешника, они верят, что прощены и приняты, но в своем стремлении жить христианской жизнью они всегда обращаются за помощью к Богу. Они понимают, что своими силами не могут жить праведной жизнью, исполнять заповеди, и потому в лексиконе таких верующих всегда слышится просьба: «Господи, помоги мне, я слаб и сам ничего не могу, но Ты мне помоги!». Они считают, что если Бог поможет им, то они все смогут, поэтому всегда просят в молитве у Бога помощи, еще они просят, чтобы за них помолились в церкви, друзья. Все чего они желают, чтобы Бог помог им быть совершенными. Но чем упорнее они просят об этом, тем больше промахов и отчаяния они испытывают в душе. Надо ли говорить о том, что такая религия делает человека несчастным!?

Обратите внимание, обе эти группы глубоко религиозные люди, они набожны, и в своем рвении могут дойти даже до фанатизма. Кстати, в основе любого фундаментализма лежит именно такая религия, характеризующаяся этими двумя группами верующих. Свои верования они готовы защищать даже мечем! И сколько воин происходило на земле именно на этой почве! В церкви с такими верующими никогда не будет единства и любви, потому что у каждого свои понятия и представления того, каким нужно быть и что делать.

Наконец, третья группа: для них Христос является все и во всем! Они раскаялись, приняли Христа Своим Господом и Спасителем, но сознают, что сами никогда не смогут жить по заповедям, стать совершенными, совершать добрые дела праведности. Поэтому полагаются на Него, они веруют, что Он обещал сделать их совершенными, они веруют в Его обетования. Они с верою ждут, как ждал Авраам обетованного сына, так они ждут, что Бог сделает их совершенными. Их вера основана на ожидании, когда Бог осуществит обещанное им слово! Все, о чем они просят Христа, чтобы Он каждый день вел их, наставлял, вразумлял, учил, оберегал и не давал им вновь падать на жизненном пути! Они ориентированы на Его Слово — что является их духовным хлебом. Через это Слово они получают все необходимое для себя, как для этой жизни, так и для вечной. Это и есть путь ВЕРЫ! Не я, но ОН! В НЕМ я МОГУ ВСЕ! Это трудный путь, но благородный. Если им удается достичь каких-то успехов, то они приписывают это только Ему. Вся слава ЕМУ, а они в НЕМ! Вот в чем главный смысл веры!

Усилия человека в достижении праведности не играют никакой роли для его спасения и победы над грехом, и никогда не приведут к праведности. Усилия же концентрированные на вере, всегда приносят плод праведности! Праведность — это плод веры, а не результат послушания и твоего труда. Вот почему Бог ожидает от нас исключительно веры! Посмотрите, как просто: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). Обратите внимание, не «ПОСЛУШАЛСЯ» Авраам Бога, а «ПОВЕРИЛ». Бог ожидает от нас исключительно веры!

Дьявол рад, когда человек исповедует Бога на уровне душевно-телесном. Он знает, что такой человек никогда не освободится от своей порочности, потому что «плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти» (Гал, 5: 17), и в конце концов такой человека погибнет. В его жизни не вера движет им, а суеверие, которое всегда порождает страх. Страх — это неприятное чувство, и чтобы избавиться от него, человек начинает ревностней служить Богу, увеличивая свои жертвы. Но Библия говорит нам определенно: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4: 18).

Поступки религиозного человека продиктованы страхом. Человек часто из страха идет в церковь, приносит свои жертвы, участвует в жизни общины, дает десятину, но совсем не из вер. А это и есть суеверие! Вера делает человека сильным и смелым, а суеверие всегда порождает страх. Сколько таких суеверных в каждой церкви! Что толкает человека к Богу? Еще Л.Н. Толстой заметил: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Почему мы «крестимся»? Что толкает нас в церковь? Эти вопросы каждый должен задать сам себе!

Спасающая вера

На чем основана спасающая вера? Какова этимология такой веры? Каковы ее свойства? Каков путь такой веры? Как она проявляет себя в жизни, и в чем выражает себя? Что укрепляет такую веру и каков ее результат? Каков язык этой веры? Возможно ли, веру разумом охватить и понять ее составляющие? И наконец, стоит ли вообще вникать в нее разумом, если она все равно остается неуловимой для рассудка? Все эти вопросы очень глубоки по своему смыслу и не имеют однозначного ответа. И я не ставлю перед собой цель ответить на них. Я задал их, прежде всего, для себя.

Библия показывает нам, что язык веры глубоко символичен. Понять этот язык символов возможно только на духовном уровне. Апостол Павел, говоря о трех составляющих личность человека, замечает: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор. 2: 14-15). Вера имеет дело с нашей духовной сущностью, о ней «надобно судить духовно». Посредством символов Библия открывает нам реальность духовного мира. П. Тиллих понимал это, когда писал: «Если вера рассматривает свои символы буквально, то она становится идолопоклоннической. Она называет предельным то, что меньше предельного. Вера, осознающая символический характер символов, воздает Богу честь, которая Ему подобает»

Человеку свойственно буквализировать символы, придавать им материальный характер. Одним из классических примеров буквализма, ведущий к такой идолопоклоннической вере является празднование христианским миром Рождества Христова. Ни история, ни Евангелия не говорят нам о точной дате рождения Христа. Рождество — это величайший символ, посредством которого Бог желает открыться в каждом человеке! Но христианство установило этому событию буквальную дату и отмечает ее. Таким образом, христианство принизило символ предельного, и Бог стал существом, подобным нам, с началом Своего происхождения. На него смотрят как на «сына плотника», как на «великого учителя» и «пророка», подобного Моисею, Будде и Магомету. Так христианство невольно создало предпосылку для отвержения Христа, низведя Его на уровень условного, конечного. Сколько споров породило, таким образом, христианство, начиная со второго века, на христологическую тему, споров, которые не утихают и по сей день!

В этой же книге «Динамика веры» П.Тиллих продолжает: «Вера — это не верование в такие истории (что Бог совершил в прошлом, или собирается совершить в будущем). Вера — это принятие символов, выражающих наш предельный интерес в терминах Божественных действий». Но как печально, что вера многих христиан, это, всего лишь верование в то, что Бог совершал в прошлом, и собирается совершить в будущем. В такой вере отсутствует сила, потому что это суеверие, а не вера.

Апостол Иаков замечает: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19). Такая вера ничем не отличается от той, которую имеют бесы, падшие ангелы. Они не могут не признавать того, что Бог совершил в прошлом, и того, что Он собирается совершить в будущем. Они знают это даже лучше чем люди. Но такая вера не имеет ничего общего со спасающей верой, необходимой для восстановления своих отношений с Богом.

Как же нужно верить, чтобы вера принесла плод праведности? Обратимся к Библии, к посланию апостола Павла, больше всего говорящего о вере.

«Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 10: 9-11).

Обратите внимание, вера исходит не из рассудка, не от ума, а из сердца! Веровать нужно сердцем! Фома, один из учеников Христа демонстрирует, что его вера исходила из рассудка: «...Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Он был готов верить, если увидит. Но это уже не вера, а знание. Сердцу не обязательно видеть, оно верит, потому что знает! Верующее сердце знает Бога, оно связано с предельным и уверенно в успехе! Апостол Иоанн также говорит о вере Сердца:

«И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин. 3: 19-22).

Покой в сердце возможно иметь только тогда, когда человек живет в согласии со своей совестью, «если сердце наше не осуждает нас». Всем знакомо такое выражение: «суд совести»! Прежде чем Бог будет судить любого человека, Он представит человеку возможность быть судимым своей совестью. Это страшный суд, и человек всячески стремиться избежать этого суда. Русский писатель Салтыков-Щедрин хорошо показал это в своем замечательном рассказе «Пропала совесть». Никто из героев его рассказа так и не захотел оставить у себя пакет с совестью, нашедшийся на улице, и подобранный одним бездомным бедняком. Бедняк, принесший его домой, вдруг обнаружил, что ему стало дискомфортно, совесть стала его осуждать за такую жизнь, какую он вел. Тогда он подсунул этот пакет торговцу вином, а тот, в свою очередь, чтобы избавиться от угрызений совести подсунул его управляющему рынком. И, поскольку совесть начинала судить того, у кого оказывался этот пакет, они все благополучно избавлялись от него.

Ничего не изменилось и сегодня. Чтобы не испытывать суда совести, многие члены церкви отдают свою совесть в руки религиозных авторитетов. Куда легче жить по указу церковного начальства, чем по совести. И люди отдают контроль над совестью в руки авторитета, церковного лидера. Они считают, если даже их распоряжения и указания не соответствуют Священному Писанию, то я за это отвечать не буду. Так успокаивают себя многие члены церкви. Они, мол, служители, с них и спроситься. А что до меня, то я маленький человек. Так человек отдает свою совесть под контроль служителей, и она его больше не судит. И ему спокойно и начальство в церкви довольно! Но одно, все же плохо, такое положение не оправдывается Священным Писанием. Апостол Павел говорит: «... ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1Кор.10:29). Апостол не позволял, чтобы совесть другого человека судила его и определяла его поступки, лишая его свободы во Христе. Но для многих это так обычно, что даже законно. Легче признать авторитет другого, чем испытывать суд совести, когда сердце осуждает тебя.

Хочу привести два высказывания Е.Уайт, показывающих нам, почему люди не чувствуют в себе побуждения своей совести, и почему они охотно отдают свою совесть во власть авторитетов:

«Те, кто умышленно подавляют в себе чувство долга, только потому, что оно не совпадает с их природными склонностями, в конце концов, утратят способность отличать истину от заблуждения. Тогда разум притупляется, совесть засыпает, сердце черствеет, и душа отдаляется от Бога. Если Церковь презрительно отвергает Божественную истину, она погружается во мрак; вера и любовь охладевают, и воцаряются отчуждение и разногласие» («Великая борьба», стр. 378-379, выд. авт.).

Обратите внимание, все начинается с того, что человек подавляет в себе голос совести, побуждающий его к действию. В результате совесть засыпает, и человек теряет способность отличать истину от заблуждения. И тут на помощь приходят религиозные авторитеты, готовые взять на себя функции уснувшей совести. Но такое положение ведет только во мрак. И в следующем высказывании Дух Святой предостерегает:

«Считалось, что народ должен верить и поступать так, как ему указывают сверху. Таким образом, за человеком совершенно не признавалось право думать и действовать по своей воле. Христос учреждал Свое Царство на других основах. Он призывал людей не властвовать, а служить, и сильным предлагал сносить немощи бессильных. <...> В вопросах совести человек должен быть свободным. Никто не должен властвовать над разумом другого. Никто не должен судить за другого, или определять чьи-то обязанности. Бог дал каждой душе свободу мыслить и следовать своим собственным убеждениям» («Желание веков», стр. 550).

Может ли быть вера там, где голос совести в личности заглушается и подавляется, где человека призывают действовать и поступать так, как ему указывают сверху? Стоит ли удивляться тому, что в таких церквах отсутствует вера? Вот почему Христос говорил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18: 8).

Религиозные авторитеты, берущие на себя такую ответственность, всегда действуют под диктовку сатаны. Это он никак не желает, чтобы человек руководствовался своей совестью. Это он использует всегда церковных лидеров, чтобы преследовать тех, кто желают жить по совести и идут против системы. Это он подменяет веру суеверием, чтобы человек никогда не обрел свободу думать самостоятельно. Он прекрасно знает, что никакое приказание верить и никакая воля к вере, не способны сотворить веру. Вера рождается только в том сердце, которое стремиться соединиться с предельным, которое открыто для Бесконечного! Тогда только человек способен понять язык веры, являющийся языком символов. Такой человек оказывается во власти Бога, направляющего его жизнь к слиянию с Ним! Вот почему Давид назван в слове Божьем «мужем по сердцу Бога», его вдохновенные строки показывают нам, что и сегодня Бог открыт для каждого ищущего Его, желая иметь дружбу с нами:

«Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]» (Пс. 72: 23-28).

Давид понимал, что Бог — твердыня его сердца! Такое сердце исполнено веры, этого он жаждал более всего в жизни. Бог и сегодня ищет людей, сердцем своим полагающихся на Него. Тогда Он будет воздействовать на сердце, и побуждать к вере, которая от Него. Вере, приносящей нам исцеление! Как может измениться жизнь человека, научившегося отличать веру от суеверия! И как могла бы измениться жизнь Церкви, члены которой были бы утверждаемы в такой вере! И как скоро Христос пришел бы за Своим народом! Сколько же еще придется ждать Христу, чтобы найти на земле такую веру!?

Господь, открой глаза наши, чтобы мы могли увидеть этот чудный дар веры, которую Ты уделил каждому человеку!

Санкт-Петербург,
январь, 2010