Поиск по сайту

Церковь Божья



Главная Статьи Благодать
Благодать PDF Печать
Автор: Александр Линк   
30.06.2017 18:02

"Оправдание по вере" — это выражение, распространенное в протестантском богословии, не совсем корректно. Правильнее и точнее говорить об "оправдании по благодати через веру".

Спасение, оправдание нам дается исключительно благодатью Божией. А вера — это тот способ, которым мы это спасение принимаем, осознаем, делаем частью нашей повседневной жизни. Спасает же нас Благодать Бога, и только она.

Но большинство простых верующих и даже богословов склонны понимать благодать как нечто, чем мы обладаем или получаем. (Таково было понимание католицизма в средние века).

Благодать, как думают люди, — это нечто, что действует в нас, что нас преображает, что дает нам новые качества. Благодати может быть больше или меньше. Вещи, события, явления, поступки могут быть "благодатными" или "безблагодатными". Благодать понимается как нечто, чем обладает Бог и что Он дает нам.

Такое распространенное понимание благодати, с точки зрения подлинной Евангельской теологии, является абсолютно неверным.

Латинское слово "gratia" и греческое "харис" переводятся на русский непонятным словом "благодать", а ведь есть более точное и понятное слово, соответствующее этому термину — "милость". Благодать — это не нечто наше, ставшее нашим как внутреннее качество, а отношение Бога к нам, потому что Бог смилостивился над нами. И мы спасены не потому, что внутри нас что-то изменилось, а потому что Бог изменил Свое отношение к нам.

Поэтому благодать — это нечто, находящееся вне нас, не поддающееся нашему контролю и никак не связанное с нашими чувствами и переживанием.

Благодать, милость — это просто отношение Бога к нам. Она в Боге, а не в нас.

Бог милостив к нам радикально и безусловно, — вот это и означает учение об оправдании верой.

Мы являемся абсолютно грешными по своей природе. Все в человеке направлено против Бога и противится Ему. Даже самые лучшие качества и поступки проникнуты грехом. М. Лютер говорил: "Все наши способности, качества, силы и труды, хотим мы того или нет, работают против Бога. И чем они совершеннее, тем лучше, эффективнее и совершеннее их работа против Бога".

Но в то же самое время верующий абсолютно праведен. Но эта праведность находится вне нас. Мы остаемся грешниками, но через события Креста мы приняты Богом, причем приняты безо всяких условий. И сомневаться в этой праведности или умалять ее, значит сомневаться в Любви Божьей или умалять ее.

И, что важно, мы не можем испытать "нашу праведность", почувствовать ее, ощутить ее внутри себя, ведь она находится вне нас, вне досягаемости наших чувств. Её можно только принять верой. Она — это праведность по благодати, праведность по милости в вере. Выражаясь на языке евангельского (в том числе и адвентистского) богословия, — это вменяемая праведность.

Но хочется ответить тем, кто задает часто вопросы людям, оправданным Христом не по делам своим. Их вопрос: "Не получится ли так, что человек, зная, что оправдан и спасен, полностью откажется от совершения добрых дел и будет пребывать в грехе?"

Евангелие отвечает нам: Цель учения об оправдании по благодати через веру не в том, чтобы принизить значение добрых дел, а в том, чтобы, наконец, по-настоящему дать им их истинную оценку. Подлинное добро — это добро, совершаемое свободно, а не из страха наказания или стремления заслужить награду, или даже стремления самому стать лучше.

Истинный христианин обращает свое внимание на Христа и перестает думать об отдельных прегрешениях, постоянно взвешивая их. Подлинный грех не в моральных прегрешениях, не в сексуальной склонности человека, как часто учили в средние века и как часто все еще думают очень многие, и не в мирских удовольствиях. Подлинный грех — это то, что отделяет нас от Бога, само наше состояние после грехопадения. И это состояние теперь преодолено не нашими чистыми и высокими делами, не нашей аскезой или особенно возвышенной моралью, а только верой во Христа.

Мы, оправданные Христом, поступаем не по написанному закону, а по любви. Любовь же очень конкретна.

Оправданным является тот человек, которого захватило, увлекло, покорило событие Креста, кто ориентирует на него всю свою жизнь. Как конкретно проявляется эта увлечённость, какие конкретные слова, описания, догмы и вероучения находит человек, чтобы выразить ее, — всё это, в конце концов, не так уж важно. Они всегда будут несовершенными, ограниченными, искаженными, но истинной будет в них сама вдохновлённость крестом. Эта вдохновлённость и является той верой, которой человек принимает свое оправдание.

Эта увлеченность, несомненно, присутствовала даже среди таких мыслителей, как Лев Толстой. Он был глубоко захвачен Евангелием, именно в этическом смысле (непротивление злу насилием и т.п.). Однако он руководствовался не религиозным, православным чувством, так как противопоставил себя официальной церкви, а именно увлечённостью Крестом. Хотя в Божественность Христа он не верил.

Везде, где человек мыслит, чувствует, размышляет, действует, исходя из затронувшего его события Креста, там, среди всевозможных наслоений, внутри этих наслоений присутствует спасительная вера.

Жизнь христианина — это жизнь, исходящая от креста Христова и устремленная к нему.

Таким образом, повторим: праведность веры, подлинная праведность состоит в полном отказе связывать свое спасение, свое оправдание со своими внутренними качествами или делами.

Эта праведность состоит в полной и абсолютной обращенности к Богу.

Но такая полная и абсолютная обращенность к Богу возможна только в одном случае — если человек осознает, что он уже оправдан Богом, независимо от всех своих качеств и достижений, что нет никакой необходимости оправдываться самому. А осознание это приходит при встрече с откровением, или, выражаясь языком Евангелия, то есть Благой Вести, от Бога.

Итак, вера — это не особое внутреннее качество, за которое Бог якобы награждает нас, а полный отказ связывать свои внутренние качества со своим спасением. Это очень тяжело, потому что любого человека снова и снова будет одолевать искушение чем-то заслужить свое спасение. Так устроен человек, и так учат почти все религии и философские системы. По-другому мыслить человеку очень трудно, и даже почти невозможно.



 

Комментарии  

 
Нелли
+1 # Нелли 02.07.2017 23:50
Какая хорошая важная и актуальная статья ,как радостно её читать, в своё время принятие вести оправдания через веру в Иисуса Христа который взял на себя всю мою вину вменив мне свою праведность , который любит меня не зависимо от того что я делаю или сделаю и умер не желая меня потерять это и многое другое что мне открылось тогда реально изменило всю мою жизнь на две части как до и после .Эта весть мне члену церкви с десятилетним стажем открыла Бога которого я абсолютно не знала и это открытие было совершенно ошеломляющим ,у меня ещё недавно не желающей жить из за невозможности победить грех и чувствующей на себе осуждение свыше , появилась такая СВОБОДА которая несравнима ни с чем и которую может дать только любящий Отец Бог Агапе !!! Так вот про Агапе , про безусловную Любовь, про Того Кто умер за нас когда мы были ещё грешниками станет ли Он уничтожать тех кто отверг Его призыв тут на земле ,тот огонь который изольётся на них не будет ли огнём величайшей Любви ,что может разбить покорить сердце того кто знает что по справедливости он достоин только смерти - только Любовь !
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алек
0 # Алек 22.01.2018 14:09
Статья хорошая, но в ней видна только роль человека, в том, что это он идет от веры к вере.
Изначально поверил Авраам Богу, что Он силен исполнить обещанное, и это вменилось ему в праведность. И нам вмениться праведность Божья по вере.
Бог вменил, и видит человека, как исполнившего закон, и вселяется в человека.

И только тогда полная и абсолютная обращенность к Богу возможна
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Александр Линк
+1 # Александр Линк 22.01.2018 17:06
Уважаемый Алек, напротив, в статье подчеркивается значение действий Бога в жизни человека. Вот цитата из статьи, подчеркивающая не значение человека в вопросе оправдания, а действия Бога:

«Латинское слово "gratia" и греческое "харис" переводятся на русский непонятным словом "благодать", а ведь есть более точное и понятное слово, соответствующее этому термину — "милость". Благодать — это не нечто наше, ставшее нашим как внутреннее качество, а отношение Бога к нам, потому что Бог смилостивился над нами. И мы спасены не потому, что внутри нас что-то изменилось, а потому что Бог изменил Свое отношение к нам.

Поэтому благодать — это нечто, находящееся вне нас, не поддающееся нашему контролю и никак не связанное с нашими чувствами и переживанием.

Благодать, милость — это просто отношение Бога к нам. Она в Боге, а не в нас.

Бог милостив к нам радикально и безусловно, — вот это и означает учение об оправдании верой».

Христианская вера не означает принять некоторые догматы и заставить себя быть в них уверенным, насильно подавляя сомнения. Вера Божья, о которой говорил Христос: "Имейте веру Божию" (Мрк.11,2 3) — это не особое наше внутреннее качество, за которое Бог якобы нас награждает и действует в нас, как думали католики и некоторые протестанты, но благодать — это то, что находится вне нас и не связано с нашими чувствами. Благодать — милость — это просто отношение Бога к нам. Благодать в Боге, а не в нас. И оправдывается тот человек, который захвачен событиями Креста Господа Иисуса, а не какие-то догмы и вероучения, это, в конце концов, не так уж важно.

Оправданный человек во Христе, не мучается вопросами: "А достаточно ли у меня веры и сильна ли она, истинно ли мое покаяние?"

Оправданный знает одно: Христос умер за него. И он смотрит не на себя, а на Христа распятого, только на Него!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алек
0 # Алек 22.01.2018 20:19
Милость - от Бога, но если Бога в вас нет, вы милости не захотите. Ожесточенные сердцем не пожелают просить милости у Бога.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Александр Линк
0 # Александр Линк 23.01.2018 15:24
Верно вы, Алек, говорите, что ожесточенные не просят милости у Бога. Однако это не означает, что они её не получают от Бога.

Христос сказал, что Бог "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мтф.5,45).

Ап. Павел говорит, что мы все "Им живем и движемся и существуем" (Деян.17,29), независимо от того знаем Бога или нет.
Давид по влечению Духа говорит: "Он создал сердца всех их и вникает во все дела их" (Пс.32,15).

Екклесиаст обращает внимание на полную зависимость любого человека в повседневной жизни от Бога: "Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от трудов своих. Я увидел, что и это — от руки Божьей. Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать" (Еккл.2,24,25).

Несмотря на то, как вы верно говорите, что "ожесточенные сердцем не пожелают просить милости у Бога", тем не менее он продолжает получать милость от Бога, хотя и не просит.

Разница между тем, в ком Бог пребывает и тем, кто ожесточен, определяется качеством его собственной жизни; у одного она наполнена смыслом, радостью и благодарностью Богу, а у другого — горечью и ожесточением.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Алек
0 # Алек 24.01.2018 12:36
Жаль, что связь плохая, и мой пост с вопросом ушёл в небытиё. Не буду вас больше тревожить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Новый защитный код (если непонятно). А лучше зарегистрируйтесь, тогда не надо будет разбирать абракадабру

RSS новых публикаций

Нажмите, чтобы подписаться!

Обновления на e-mail

Ваш e-mail адрес: